Элла Памфилова выступила на форуме «Селигер» в Тверской области
Москва, 26 августа, 2014, 15:11 — ИА Регнум. Программу дня, посвящённого теме «Гражданское общество», на Селигере открыла Элла Памфилова. Её небольшая лекция оказалась весьма жёсткой по содержанию и уместила много интересных заявлений. Аудитория, состоящая из молодых преподавателей-гуманитариев, слушала уполномоченного по правам человека в России с ощутимым интересом.
Собственно лекция была не столь длинной. Элла Памфилова кратко рассказала об истории развития институтов гражданского общества, вспомнив о первом гражданском форуме, организованном по инициативе Владимира Путина и правозащитников. Не называя конкретных имён, она всё же не удержалась от «укола», как тогда «кто-то» говорил, что президент не должен с ними встречаться. Впрочем, Памфилова не пощадила не только чиновников, но и собственных коллег. «Радикальные НКО», по её словам, также ругали правозащитников за то, что они, якобы «продались власти».
Но именно тогда, подчеркнула Памфилова, зарождались элементы конструктивного взаимодействия. И в итоге сформировался вектор усиления и развития гражданского общества в России. Несмотря на всю критику, «ни одна из организаций не исчезла», все они продолжают развиваться, подчеркнула она, таким образом продолжив заочную полемику с той частью НКО, которые пытаются рисовать ситуацию в траурных тонах.
Одной из основных проблем, по словам уполномоченного по правам человека, является низкий высокий уровень недоверия в обществе. Россияне доверяют лишь своим близким, подчеркнула она. А из всех институтов высок уровень доверия только к президенту, т.е. к Владимиру Путину. Всем остальным не доверяют — в том числе и НКО.
Дабы проиллюстрировать свою мысль, Элла Памфилова призвала поднять руки тех из присутствующих, кто знает в своих регионах (а их на форуме представлено более 60) хорошо работающую правозащитную организацию. В огромном зале, где находилось около 800 преподавателей-гуманитариев, едва ли поднялось более десятка рук. «Очень мало», — не удержалась от выставления оценки некоммерческому сектору гостья.
Под стать жёсткому выступления уполномоченного по правам человека были и вопросы из зала. Аудитория оказалась очень активной. Первый же вопрос был посвящён одной из самых болезненных проблем взаимоотношений общества и правозащитного движения. Участник форума спросил гостью о судьбе единственного в России музея политических репрессий, находящегося на территории лагеря ГУЛАГ. Элла Памфилова «заматывать вопрос» и уходить от столь нелюбимого многими термина «политические репрессии» не стала. Напротив, она тут же сообщила: неделю назад президент принял решение о безусловной сохранности этого музея. Другое дело, подчеркнула она, что там предстоят ещё переговоры с собственниками экспозиции. Но музей будет сохранён.
Отвечая на следующий «вопрос в лоб» («Как Вы оцениваете ситуацию с правами человека?»), уполномоченный по правам человека сообщила: в стране до сих пор нет ни одного серьёзного исследования, которые бы объективно отражали ситуацию с правами человека в региональном разрезе. «Чтобы лечить, нужно поставить диагноз», — подчеркнула она, сообщив о том, что сейчас такая работа начинает разворачиваться.
В то же время, отметила Памфилова, картина далеко не такова, «как нам приходит оценка с Запада со слов некоторых правозащитных организаций», которые на него ориентированы. И которые, подчеркнула она, часто говорят на международных площадках не то, что есть («они этого не знают!»), а то, что от них хотят слышать за рубежом.
Досталось от омбудсмена и органам власти, некоторые из которых, напротив, по ее словам, «пытаются лакировать действительность». «Во многих регионах нет общественного давления на зарвавшихся чиновников. И эта пассивность позволяет расцветать произволу», — заявила правозащитник. Поэтому, обратилась она к активистам, прежде чем обвинять государственные структуры, надо посмотреть на себя: «Почему они это себе позволяют? Потому что мы им это позволяем!».
О настроениях аудитории можно было догадаться по аплодисментам, которыми, несмотря на жёсткую риторику (а может и благодаря ей) регулярно прерывалась лекция. Так, рассказывая об истории волонтёрского движения, Элла Памфилова вспомнила, что прорывом здесь стали пожары 2010 года. Тогда, чтобы справиться с ними, стали приходить на помощь «белые воротнички», самодостаточные люди, активные в соцсетях. А сейчас, сказала она, то же происходит в связи с событиями на Украине. «Украина — родная страна», — едва успела сказать она, когда зал буквально взорвался овациями. Собравшиеся здесь молодые преподаватели общественных наук в этом вопросе явно поддерживали настроения всего российского общества: это можно было понять без всякой социологии.
То же самое произошло, когда Элла Памфилова — очень эмоционально — затронула вопрос об антироссийских санкциях. Их, подчеркнула она, необходимо использовать для определения резервов и для того, чтобы Россия могла сделать собственный прорыв. «Что мы, не способны накормить себя?», — задала риторический вопрос она. Зал вновь взорвался овациями.
В контексте вопроса о санкциях очень символично прозвучали также её слова о проходившей в своё время в России «гражданской восьмёрке». Тогда, напомнила Элла Памфилова, её тоже пытались сорвать и объявить бойкот. Завуалированный намёк аудитория явно приняла: правозащитные организации на Западе тоже подвержены влиянию властей и ангажированы, т.е. там своих проблем хватает. Тем не менее, напомнила Памфилова, тогда на форум всё же приехали представители более 50 стран мира. И опять в этом читался намёк: дескать, как вы нас не блокируйте, мир большой.
Основной настрой мероприятия остался позитивным. Во всяком случае, выдвинутую гостей идею объединения ради решения общих задач собравшиеся на «Поколении Zнаний» молодые преподаватели приняли очень хорошо. «Когда какой-то гад-временщик губит речку, нужно объединиться и заставить его поставить очистные сооружения!», — призывала Элла Памфилова. И зал снова ответил аплодисментами.