"Если горожане, слыша о санкциях, беспокоятся, что прилавки могут опустеть, то на селе разговор один: "Дайте нам рынок - и мы завалим вас продуктами!" Это говорят буквально все аграрники", - заявил сегодня, 21 августа корреспонденту ИА REGNUM председатель Комитета Мособлдумы по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Александр Шаров.

"Конечно, чтобы вырастить корову, нужно два-три года. Но не сами ли мы виноваты, что запустили свой аграрный сектор? - отметил депутат. - Единственное, что сдерживает развитие сельского хозяйства в Подмосковье - это закрытость рынков сбыта. У любого колхоза или фермера главная проблема - где продать. Есть в этом вопросе и коррупционная составляющая со стороны некоторых местных администраций. До недавнего времени торговые сети лоббировали заведомо более дешевую западную продукцию. Дешевле она потому, что на Западе дотации сельского хозяйства достигают 300 евро на гектар, а у нас - 200-250 рублей. Отсюда и неконкуретноспособность. Чтобы насытить рынок продовольствием, открыли ворота Западу. Но то, что наши продукты - более качественные, не вызывает сомнения ни у производителей, ни у потребителей. Это раньше покупатели кидались на упаковку и на красочную этикетку. Наши жители давно наелись западными продуктами, из порошка и пальмового масла. Спросите у хозяек - в основном берут нашу продукцию".

"Губернатор поставил перед сельским хозяйством амбициозные задачи, - напомнил Шаров. - Например, увеличить валовый надой молока до 1 млн тонн в год. Сейчас этот показатель не достигает 600 тыс. Выполнение этой задачи повлечет за собой и увеличение поголовья вдвое, и вовлечение в оборот земель. Сегодня пустует около 500 тыс. гектаров, планируется осваивать по 50 тыс. в год. Но губернатор призывает решить эту задачу за год-два, максимум за пять. Земли сегодня скуплены, и губернатор требует заставить крупных землевладельцев заниматься сельским хозяйством. И тут западные санкции нам - только на пользу: земля должна работать. Хотя эта задача сравнима с освоением целины. Но её решение даст нам и качественный продукт, и создание множества рабочих мест, и увеличение налогооблагаемой базы, и экологическое благополучие. Напомню, каждый сельхозработник "даёт работу" ещё семерым: в торговле, транспорте, энергоснабжении и т.п.

Связь между Москвой и областью оставляет желать лучшего. При одной только мысли, что столица может куда-нибудь переехать, возникает вопрос: а кто Москву кормить будет? Раньше наш агропромышленный комплекс назывался "снабжение населения города Москвы продуктами питания". А сегодня диалога между нашими регионами на эту тему, по сути, нет. Он ограничился тем, что мы отдали Новой Москве земли, которые теперь усиленно застраиваются жильём. Но пока от столицы не слышно запроса, сколько ей нужно, например, молока или рыбы.

Сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность Подмосковья платит в бюджеты всех уровней 56 млрд рублей налогов в год. И получает поддержку из областного бюджета - всего 3,5 млрд. Селяне всегда, ещё с советских времён, просили не менее 10% бюджета. Сегодня областной бюджет - 350 млрд, и нам нужно хотя бы 30 млрд. Тогда наше село достигло бы показателей, сравнимых с нижней планкой Запада - как у чехов или поляков. Но сегодня наш бюджет - 0,3%.

В прошлом году из областного бюджета добавили 660 млн рублей на дотацию молока. Не успели молочники обрадоваться рентабельности и остановке сокращения поголовья и похвалить губернатора и облдуму, как переработчики на эту же цену, 2,5 рубля на литр, снизили закупочную цену. То есть, практически, мы отдали дотацию тем, кто задёшево покупает коробку, обрабатывает и разливает наше молоко. Переработчик держит это поле в своих цепких руках. Без диалога с ним, без помощи губернатора этих проблем не решить.

В числе проблем - и поля, заросшие деревьями и борщевиком, и нехватка кадров, и недоступность кредитов. Буквально вчера один директор рыбохозяйственного комплекса жаловался: им вообще ничего не дают. До недавнего времени рыбоводство вообще не считалось сельскохозяйственной деятельностью. Только недавно удалось добиться принятия поправки о том, чтобы на них распространялся лизинг. Но сама процедура лизинга в России настолько усложнена, что легче и дешевле купить машину на улице у перекупщиков.

Очень важно облегчить порядок организации ярмарок выходного дня. В каждом муниципалитете уже сложились свои круги сбытчиков, и пробиться на районный или городской рынок фермерам очень сложно, практически невозможно. Если бы присутствие на ярмарках и рынках сельхозпроизводителей, работающих именно в этом районе, стало обязательным, они бы продавали продукты по отпускным ценам. Жители не видят на прилавках продуктов, которые производят местные предприятия и фермеры. А те продают их за копейки перекупщикам. В ярмарках заинтересованы и производители, и покупатели.

Подмосковье занимает первое место в Центральном ФО по валовому производству сельхозпродукции. Это практически первое место в России. Сегодня даже по зерну у нас небывалая урожайность - 55 центнеров с гектара, это норма. В Советском Союзе битва за урожай давала 22 центнера. Конечно, белгородских свиноводов нам уже не догнать. Но это и аграрный регион. Не надо забывать, что в нашей густонаселённой сельской местности или в дачном пригороде не все станут терпеть соседство со свинокомплексом или птицефермой", - заключил председатель думского комитета.