Как считает латвийский экономист Елена Бреслав, премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма ("Единство") категорически не понимает механизм развития кризиса. "Недавнее заявление Страюумы о том, что "серьезные сельскохозяйственные предприятия" не разорятся из-за введенного Россией запрета на импорт продуктов питания сначала позабавило, а потом расстроило по причине полного непонимания госпожой премьером закономерностей функционирования экономики, в частности, механизма развития кризиса", - заявила она порталу Ves.lv.

Дабы пояснить действие механизма кризиса, Бреслав привела небольшой пример из экономической теории. "Представьте себе, что железная дорога каждый год обновляет 6% рельсов. Но в какой-то момент руководство железной дороги решает, что железнодорожное полотно у них в отличном состоянии, и в следующем году можно обновить не 6%, а только 3%. А сэкономленные деньги пустить на выплату премий рабочим. Обратите внимание: у железной дороги все хорошо. У них нет не только спада (спад - это сокращение экономической активности высокими темпами), у них нет даже рецессии (постепенного сокращения деловой активности). В нашем примере у железной дороги есть всего лишь замедление роста. Но для сталелитейного завода, который поставляет им рельсы, такое замедление роста означает ни много ни мало потерю половины объемов реализации. А это означает увольнение части сотрудников. И если завод стоит в небольшом городишке, как это часто бывает с производствами такого типа, район превращается в очаг безработицы. У его жителей резко снижаются доходы, они начинают экономить на всем подряд и не следующем витке кризиса закрываются магазины, падают поступления в городскую казну, беднеют больницы и школы. В итоге за несколько лет депрессия может разрушить городок почти до основания. А у железной дороги все по-прежнему хорошо, и если ее руководству через некоторое время понадобится увеличить закупки рельсов, оно без труда найдет их в другом месте. Даже если новые поставки обойдутся дороже, доля расходов на обновление полотна так невелика, а перевозимых пассажиров и грузов так много, что ничего страшного для нее не случится. Только разоренный городишко уже не вернуть", - сказала Елена Бреслав.

По ее мнению, ровно та же самая угроза нависла сейчас над экономикой Латвии. "Разоряться будут небольшие фермеры, преимущественно связанные с земледелием, следовательно, обеднеют районы, где их много, следовательно, процесс усилится за счет "накатанной" миграции, следовательно, через какое-то время станет плохо всему региону. А дальше еще нужно посмотреть: удастся ли экономике Латвии самортизировать удар по сельскому хозяйству или нет? В любом случае она его почувствует, а некоторые районы почувствуют его очень остро. Жаль, что премьер-министр Латвии живет в другом районе", - заключила эксперт.

Накануне, в интервью "Латвийскому Радио" премьер-министр Лаймдота Страуюма заявила, что серьезные сельскохозяйственные предприятия из-за российских санкций не разорятся. По ее словам, наиболее способные производители найдут новые рынки сбыта, тем более, что Агентство инвестиций и развития готово оказать им необходимую поддержку. Страуюма также отметила, что если бы Россия отказалась от всех двусторонних соглашений, в том числе по поставкам энергоресурсов, латвийская экономика потеряла бы около 10% ВВП. Какое-то время Латвия смогла бы прожить за счет запасов газа. К тому же, газ можно поставлять из Клайпедского терминала, хотя это намного дороже.