Менее месяца осталось до выборов губернатора Нижегородской области. На губернаторское кресло претендуют врио главы региона Валерий Шанцев ("Единая Россия", избирается впервые, до этого дважды был назначен на пост губернатора президентом РФ), Александр Курдюмов (ЛДПР), Александр Бочкарев ("Справедливая Россия"), Рустам Досаев ("Гражданская платформа"), Андрей Завьялов ("Партия Великое Отечество"), Михаил Кузнецов ("Патриоты России"), Максим Сурайкин ("Коммунисты России").

По мнению экспертов, опрошенных ИА REGNUM, результат кампании вполне предсказуем. Пожалуй самым ярким событием избирательной кампании стала неудача регионального отделения КПРФ. Кандидат от партии Владимир Буланов не смог преодолеть муниципальный фильтр и выбыл из предвыборной гонки.

По мнению политолога, руководителя Центра социально-политических исследований Приволжского филиала Института социологии РАН Евгения Семенова, проходящую кампанию избирательной можно назвать условно.

"Очевидно, что с самого начала, с момента интронизации Шанцева был понятен исход, был понятен победитель. Вялотекущая компания протекает в рамках формальных процедур, но тем не менее это кампании прошла не без интриг. И главной интригой неожиданно для многих стало то, что представителей КПРФ не допустили до выборов - отметил эксперт. - Это собственно говоря дезавуирует вообще какое-либо понятие о выборах в регионе. Потому что с одной стороны одна из крупнейших парламентских партий, устойчиво имеющая свой электорат. В нижегородской области до 20%. Я не знаю, каким образом произошла такая ситуация, как складывалась интрига. На мой взгляд, здесь переусердствовал аппарат, который организовывал предизбирательные процессы. Но вот это обстоятельство - яркое свидетельство того, то мы плавно покидаем пространство демократических выборов и втягиваемся в пространство авторитарно-тоталитарной модели".

"Формально, выборы есть, в кампании участвует достаточно много кандидатов. Но мы же прекрасно понимаем, что когда одна из крупнейших партий не получает места на выборах, это означает, что все остальные партии вполне контролируемы. Все остальные участники являются так называемыми участниками-спойлерами. Они не только не решают главного кандидата голосов, но в какой-то мере даже ему помогают", - уверен Семенов.

По его мнению, ситуация с КПРФ - тактический просчёт, который превратил избирательную кампанию в стратегический проигрыш. Причем не только самих коммунистов, но и партии власти, то есть Шанцева: "Потому что хотим мы того или не хотим, а блокирование одного из главных оппозиционеров это удар по имиджу главного кандидата и победителя. Шанцева. В этой ситуации, когда около 15-20% населения региона лишены возможности выбора сами выборы можно лишь от части считать демократическими".

В свою очередь социолог, руководитель Института политической психологии Александр Прудник также отмечает, что избирательная кампания в Нижегородской области приобрела весьма неожиданный акцент: "Дело в том, что изначально аналитики были уверены, что представители парламентских партий КПРФ, ЛДПР, Единой России и Справедливой России обязательно будут представлены в качестве кандидатов. Но неожиданно кандидат от КПРФ не смог собрать подписи".

"Это стало сенсацией. Подобные решения и результаты не мог быть приняты без согласования с руководством страны, с теми кто отвечает за выборы, во-вторых с руководством самой КПРФ. То, что произошло, означает, что в силу каких-то наших специфических нижегородских особенностей согласие на то, что не будет кандидата от КПРФ де факто дали и в президентской администрации и в руководстве партии", - уверен Прудник.

По его мнению, подобное развитие событий с политической точки зрения является важным сигналом о том, что в политическом пространстве Нижегородской области, в том числе и на оппозиционном поле планируются какие-то изменения.

"Это, в общем-то, достаточно неожиданный и скандальный результат, но заметьте - скандала как такового нет. Упрека со стороны власти в адрес областной администрации по поводу возникшей ситуации тоже нет. Это признано как реальность. Это первый настоящий сенсационный результат", - заявил социолог. Второй сенсационный результат, по его мнению, это то, что эта кампания внезапно приобрела особое значение, которое заранее не было запланировано. И этой неожиданностью стало выдвижение в политическое поле Нижегородской области новых молодых политиков. "Вся проблема нижегородской политической истории состоит в том, что на протяжении последних нескольких лет в нашей области перестали появляться новые харизматичные политики, на слуху только представители старой политической обоймы, сформировавшейся еще в конце 90 годов. Вставал вопрос - начнется ли столь необходимый процесс ротации этих кадров, появятся ли новые лидеры. Вот сейчас и делается попытка ввести новых людей. После этих выборов станет понятно, кто из них обладает талантом и данными публичного политика, а кто нет. Станет понятно, кого из этих молодых людей через 2-3 года мы сможем получить самостоятельных политиков. Не тех, кому надо подставлять плечо, а тех, что может самостоятельно организовать кампанию или свой политический проект", - говорит Прудник.

"Что касается результатов голосования, то глядя на список кандидатов мы должны понимать, что Шанцев обладает значительным преимуществом, и с рациональной политической точки зрения ему альтернативы нет. В данной ситуации голосование за кого-то из других политиков может проходить только в качестве демонстрации своего недовольства теми или иными действиями Шанцева. С точки зрения технического результата наиболее вероятным победителем является действительно Шанцев. Менять его на кого-то другого нижегородское общество совершенно не готово", - уверен эксперт.

В продолжение темы политолог, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и политологии РАНХиГС Андрей Дахин отметил, что ход избирательной кампании очень медленный и тихий, преддверия выборов практически и не чувствуется.

"Связано это не столько с летом, а сколько с тем механизмом, в котором реализуется избирательная кампании. Смысл этого механизма сведен к тому, что есть некий кредит доверия президента в адрес Шанцева. И в системе предстоящих выборов это основной аргумент. Все остальные возможные кредиты доверия со стороны населения кому либо из кандидатов в этой системе рассматриваются как вторичный или даже третичный кредит доверия. В любом случае - он не соразмерен с президентским благословением" - говорит Дахин.

"Отсюда и действуют микромеханизмы в виде муниципального фильтра, которые обеспечивают в рамках официального избирательного процесса тех кандидатов, которые, скорее всего не будут притягивать сильно внимание избирателей, отвлекать их от фигуры Шанцева. Т.е. для Шанцева создаётся достаточно комфортная ситуация, - уверен политолог. - Единственный проблемный аспект связан с тем, что малый интерес к выборам, большая надежа на правильность президентского решения может сильно понизить явку. И что делать с этим аспектом? Всем, кто занимается избирательным процессом в регионе, придётся подумать".

"Если говори о ситуации КПРФ, то для меня это в современной системе выборов уже некий вторичный фактор. Кончено, она заостряет внимание. Было принято считать, что парламентские партии должны обязательно проходить муниципальные фильтры. Но обстоятельства показывают нам, что работа муниципальных фильтров настроена на задачи современности. А парламентские партии - это уже их прошлые заслуги. В этом плане преподнесен урок и для КПРФ. Вся система выдвижения кандидатов и получения ими мандатов - большой переговорный процесс, в котором участвуют не только избирательные комиссии и местные политически лидеры, но и политические лидеры федерального уровня. Видимо в данной ситуации участники этих поговорив не учли, что вот этот вот автоматизм может не сработать для думской партии", - считает Дахин.