Президентские выборы в Абхазии: кампания с неизвестными. Антон Кривенюк
Москва, 18 августа, 2014, 10:21 — ИА Регнум. Нынешние президентские выборы в Абхазии уникальны. Они проходят на два года раньше положенного срока. Бывший президент
Состоявшийся 27 мая "народный сход", по одной версии, или "государственный переворот" - по другой, не был классической революцией. Значительная часть чиновничьей элиты осталась на своих местах, и сегодня у двух основных противоборствующих групп на выборах - сторонников оппозиции, поддерживающих
Аслан Бжания - очень неожиданная фигура. Он сильно выделяется среди других персоналий абхазской политики тем, что прежде он в абхазской политике не был. Когда в России, скажем, начинаются предвыборные кампании, то перед специалистами, обслуживающими ту или иную команду, работа начинается с того, чтобы повысить узнаваемость политика. В Абхазии задача так ставиться не может - все, даже молодые лица, всегда хорошо известны. И в этом смысле у Бжания затруднения. Его не знают. Он работал в системе госбезопасности Абхазии, в том числе и в военное время. Но после, лишь в 2009 году, в соответствии с официальной биографией, занял должность в посольстве Абхазии в Москве. Спустя год был назначен главой Службы государственной безопасности, возможно, его должность не позволяла ему быть слишком открытым. Но факт остается фактом, для абхазской политической среды Бжания - неожиданный кандидат, человек, которого не знают.
Это влияет на ход предвыборной кампании. Большой опыт предыдущих кампаний однозначно говорит о том, что используемые в той же России технологии воздействия на общественное мнение в Абхазии не работают. Слишком узкая среда, нет дистанции между политической элитой и обществом. Я могу утрировать, но мне кажется, в абхазских условиях не особо эффективны даже такие формы предвыборной агитации как телевизионные дебаты. Предпочтения электората строятся на опыте личного знакомства либо с самим кандидатом, либо заочно, через людей, которые могут рассказать о его жизненном опыте и деятельности. В этом есть и плюсы, и минусы. Люди голосуют за персону, но не за программу. Это делает выборы слабее, кандидаты работают с полем, но почти не предлагают идей. Зато люди выбирают не яркие слоганы и образы, а конкретного человека, о котором они многое знают чаще всего за долгие годы до выборов.
Все эти моменты легко заметить, если следить за нынешней кампанией. Рауль Хаджимба уже очень давно сформировался как лидер оппозиции и его предвыборная агитация скромна. Немного банеров и прочих ярких визуальных образов и у "третьей силы" - кандидата
И только кампания Аслана Бжания проходит с размахом, достойным больших кампаний в больших странах. Это отчасти оправданно, ибо многие люди в лицо никогда не видели кандидата и не знают, как он выглядит. Без банеров здесь не обойтись.
Но, есть и обратная сторона медали. До сих пор все скандалы, связанные с попытками подкупа избирателей, будь то прокладка коммуникаций или прямые денежные вливания, связаны только с предвыборным штабом кандидата Бжания. Опыт показывает, что в абхазских условиях, прямые "денежные вливания" - почти бесполезная затея. Большая часть избирателей все равно будет голосовать в зависимости от давно устоявшихся предпочтений.
Кстати, об избирателях. До выборов неделя, но в списках избирателей по-прежнему творится бардак. В них несколько сот покойников, людей, прописанных дважды в разных местах и т.д. Именно неразбериха со списком избирателей открывает дорогу к махинациям во время голосования. А эти махинации, в свою очередь, становятся почвой для противостояния после выборов. В этой ситуации сейчас все зависит от работы Центральной избирательной комиссии. Или она наводит порядок со списками избирателей, исключая возможность махинаций, тем самым внося свой вклад в сохранение стабильности, либо своим бездействием провоцирует ситуацию. Есть ощущение, что происходит второе, поскольку, ЦИК сейчас не столько технический инструмент, занимающийся подготовкой к выборам, сколько участник политической игры.
Вообще, нынешняя кампания по выборам президента Абхазии - это классический случай столкновения элит - формировавшейся при ушедшем в отставку президенте Анквабе и очень широких слоев номенклатуры, силовиков, бизнеса, интеллигенции, в разное время оказавшихся в оппозиции к режиму бывшего президента. В более широком смысле именно сейчас в Абхазии происходит смена управленческого поколения, причем безотносительно к реальному возрасту кандидатов. Элита, сформировавшаяся еще в советское время, со своими знаниями и опытом более не способна хоть что-то позитивное дать стране, находящейся, тем более, в очень сложной ситуации во всех смыслах. Более того, бессмысленны будут в дальнейшем попытки разделить властный ресурс и влияние на тех принципах, на которых они всегда в Абхазии были организованы. Анкваб проиграл именно поэтому, он не учел, что время изменилось и масштаб проблем, стоящих перед страной, требует новых компетенций, нового менталитета и новых людей. И поэтому, возвращаясь к теме этой статьи, предвыборные стратегии кандидатов не имело смысла строить на ярком пиаре, материальной помощи и ярких слоганах. Но надо признать, элита, сформировавшаяся при Анквабе, поставила перед собой очень сложную задачу - вернуться во власть через кандидата, которого не знают в стране и который, по сути, с предвыборной кампании начал свою политическую карьеру. 24 августа узнаем, стоила ли игра свеч.