Правительство РФ ввело требование о продлении сверх установленного производителем срока службы грузовых вагонов через сертификацию с подтверждением требованиям безопасной эксплуатации. Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Требование обязательной сертификации распространяется на грузовые вагоны с истекающим сроком службы. Постановление касается пассажирских вагонов, вагонов городского транспорта, а также оборудования и подвижного состава железных дорог, предназначенного для эксплуатации на линиях с широкой и узкой колеей. Ранее обязательная сертификация проводилась только для новой железнодорожной техники, выходящей в эксплуатацию впервые. А контроль за соблюдением обязательных процедур в отношении продления срока службы железнодорожной продукции был, по мнению экспертов, ненадлежащим.

Нынешний регламентирующий документ нацелен, в первую очередь, на повышение безопасности и минимизацию рисков возникновения транспортных происшествий на федеральном железнодорожном транспорте: процедура сертификации позволяет выявлять потенциально небезопасный подвижной состав. Кроме того, такое решение будет способствовать повышению эффективности грузовых перевозок на железнодорожном транспорте и снижению профицита грузовых вагонов.

В "Регистре сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" подтвердили готовность сертифицирующих организаций и испытательных лабораторий к работе в новых условиях. С принятием постановления у операторов подвижного состава будет возможность либо пройти процедуру продления срока службы вагона с соблюдением новых требований, либо отказаться от его для упрощения и сокращения временных и денежных затрат заменить старый вагон на новый.

Для этих целей с начала текущего года государство субсидирует затраты на уплату процентов по кредитам на приобретение новых вагонов, а также на техническое перевооружение. Кроме того, Правительство выделяет утилизационную скидку при сдаче старого вагона с истекшим сроком службы.

По словам генерального директора "INFOLine-Аналитика" Михаила Бурмистрова, "постановление правительства закрывает лазейку в нормативной базе, которая давала операторам возможность продлевать срок службы вагонов в России больше чем на год", поясняет эксперт.

Ранее в 2013 году, в рамках разработки "Плана мероприятий направленных на совершенствование обеспечения безопасности производства и эксплуатации железнодорожного подвижного состава", в соответствии со сложившейся практикой допуска несертифицированных продленных вагонов, Правительство РФ приняло решение об ограничении сроков продления подвижного состава не более, чем на 1 год.

В настоящий момент количество железнодорожных вагонов на сети превышает 1 200 000 единиц, из которых порядка 300 000 с просроченным сроком службы. Более половины старого парка приходится на "Первую грузовую компанию" и "Федеральную грузовую компанию".