Эксперты: Банкротство "Невы" - это удар по всей туристической отрасли

Москва, 21 июля 2014, 12:02 — REGNUM  Ведущий в отрасли туроператор "Нева" на прошлой неделе приостановил свою деятельность. По последним данным, около 1,8 тыс. клиентов фирмы нуждаются в помощи для возвращения в Россию. Еще 17 тыс. человек, купивших путевки по линии ЗАО "Фирма Нева", не могут уехать за границу. ИА REGNUM опросил экспертов и представителей туристического бизнеса, как скажется на индустрии уход такого влиятельного игрока.

"Это удар по репутации туристической отрасли в целом. Банкротство таких крупных фирм, как "Нева" - до этого была "Ланта-тур", "Капитал-тур" - сказывается на доверии, на спросе, на отношении клиентов к туристическому сервису", - заявил в комментарии агентству президент консалтинговой группы "Трэвел эксперт" Георгий Мохов.

Еще в марте текущего года представители турфирмы "Нева" в беседе с корреспондентом REGNUM признавались, что рост курса евро и доллара, а также события на Украине отрицательно влияют на клиентский спрос. "Туристический отдых - это не вода и не хлеб, это - дополнительная услуга. Туры в таких условиях стали продаваться хуже", - сетовали тогда в компании.

Снижение турпотока могло сказаться на финансовой состоятельности "Невы", подтверждают участники рынка. Кроме того, сотрудник одной из петербургских туроператорских компаний Павел рассказывает, что от фирмы один за другим отказывались долгосрочные партнеры - франчайзинговые агентства. "Не секрет, что последнее время "Неву" кормили именно они", - отмечает он.

Большинство опрошенных ИА REGNUM экспертов сходятся во мнении, что репутацию "Невы" на рынке туристических услуг Петербурга нельзя назвать безупречной. "Низкий уровень сервиса и качества предоставляемых услуг, непрофессионализм сотрудников и текучка кадров - это про "Неву" известно давно", - рассказывает Елена, исполнительный директор одной из петербургских турфирм. По ее словам, многие турагентства в последнее время сотрудничали с "Невой" неохотно, однако клиенты по-прежнему делали свой выбор в пользу именно этой компании. В первую очередь, из-за низких цен на путевки. "Агенты предупреждали, что не рекомендуют брать туры у "Невы", - отмечает Елена. - Если кто и виноват, так это сами туристы, которые, соблазнившись ценой, не обращали внимания на предупреждения. Уровень конкуренции на рынке высок, так что агент вздыхал и бронировал: раз клиент готов платить, не гнать же его".

При этом президент консалтинговой группы "Трэвел эксперт" Георгий Мохов подчеркивает, что по данным на прошлый год у Невы было около 750 тыс. клиентов - внушительная цифра. Так что уход компании с рынка повлечет за собой перераспределение туристического потока, убежден эксперт. "Теперь люди пойдут к другим операторам. Очевидно, что произойдут некоторые структурные изменения в турбизнесе Петербурге, поменяется расклад сил", - отмечает Мохов. По его словам, потребитель в связи с закрытием одного из старшейших российских туроператоров не пострадает - на рынке достаточно игроков, как отечественных, так зарубежных.

Крушение "Невы" может привести к ликвидации небольших турфирм. Впрочем, как отмечают участники рынка, это естественный процесс и он уже запущен. Директор одной из местных туристических компаний считает вероятным следующий сценарий: "Поборы с турфирм увеличат, часть компаний, особенно небольших, не выдержит финансового гнета и закроется. Часть уйдет в тень. Политика, направленная на выдавливание максимального количества мелких фирм с рынка, ведется уже давно. В идеале, видимо, должны остаться несколько "китов", которые поделят между собой рынок. Падение "Невы" будет отличным поводом для официальных мероприятий, направленных на достижение этой цели".

И независимые эксперты, и представители туристических организаций говорят о необходимости усиленного страхования рисков. Причина кроется в нестабильности рынка туристических услуг в России, и случай с "Невой" - прямое тому доказательство. "Есть вероятность, что последствия закрытия "Невы" скажутся на страховых правилах на туррынке. Очевидно, что страховщики не могут выдержать обязательств по таким крупным компаниям в одиночку. После банкротства "Капитал-тура" (прим. REGNUM) была идея создать страховой пул, который был бы способен покрывать ущерб от ликвидации крупных операторов, однако это так и осталось идеей. Уход "Невы" может стать стимулом к обеспечению обязательного перестрахования гражданской ответственности туроператора", - считает Георгий Мохов. Кроме того, по мнению эксперта, стоит "предусмотреть варианты страхования рисков для турагентов, чтобы в случае банкротства и туроператора, и страховщика, агенты не оставались с проблемами клиентов один на один".

В Ростуризме не исключают, что крушение "Невы" может послужить толчком для обновления законодательства. "Возможно, нам придется с общественными организациями думать, как изменить систему финансовых гарантий", - заявил врио руководителя Федерального агентства по туризму Олег Сафонов на пресс-конференции пятницу. Он отметил, что из 4 500 туроператоров, которые зарегистрированы в едином реестре, только 23 оператора предоставили гарантии в виде банковской гарантии. "Все остальные застрахованы. Но это все сделано в соответствии с законом", - подчеркнул Сафонов. Врио главы Ростуризма отметил, что "законодательство тоже должно меняться и соответствовать рыночным реалиям".

Напомним, что гражданская ответственность фирмы "Нева" за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта застрахована на сумму 454,2 млн. рублей в ЗАО СК "Восхождение".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.