Тема интеграции Грузии и Армении в разные экономические блоки - подписание Тбилиси Соглашения об ассоциации с ЕС и предстоящее вступление Еревана в Евразийский экономический союз - в последние дни стала предметом активных обсуждений армянских политологов и экономистов. Свое мнение по данному вопросу в интервью корреспонденту ИА REGNUM выразил известный грузинский политолог, директор программы Южнокавказских исследований Республиканского института Ивлиан Хаиндрава.

ИА REGNUM: Г-н Хаиндрава, на днях Грузия, Молдавия и Украина подписали Соглашение об ассоциации с ЕС. Тем временем, соседствующая с Грузией страна - Армения - идет по пути вступления в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) России, Казахстана и Белоруссии. Как вы думаете, может ли "развод" Армении и Грузии по разным экономическим блокам создать проблемы в отношениях двух стран?

Теоретически может, но практически не должен. Мне представляется, что в политическом классе двух соседних стран уже прочно сформировалась парадигма, которая не допускает возможности ухудшения двухсторонних отношений вне зависимости от того, в сколь разных альянсах, блоках, союзах бы ни оказались Грузия и Армения. Эти взаимоотношения прошли испытание временем и самыми разными обстоятельствами и выдержали его. Понимание того, насколько мы близки и нужны друг другу, превалирует над тактическими разногласиями, когда, например, представители Грузии и Армении занимают разные позиции при голосовании по тем или иным вопросам в международных организациях. Есть долгосрочные интересы, и интересы эти, в целом, совпадают.

ИА REGNUM: Грузия является связывающим "мостом" между Арменией и странами ЕЭАС. Может ли углубление геополитического конфликта между Россией и Западом оказать негативное воздействие на армяно-грузинские отношения и затормозить интеграцию Армении в Евразийский экономический союз?

Я по-другому вижу ситуацию. Грузия и Армения уважают решения друг друга, и ни одна из сторон не ставит под сомнение право другой самостоятельно определять собственные ориентиры. Проблема в том, что по-иному ведет себя Россия, которая позволяет себе не только на словах, но и на деле реагировать на суверенные решения соседних государств. Давно уже перестал быть секретом тот факт, что российско-грузинская война 2008 года во многом была предопределена недовольством Кремля по поводу сближения Грузии с НАТО. События на Украине в очередной раз подтвердили этот тренд. А незадолго до подписания Грузией Соглашения об ассоциации с ЕС официальный представитель МИД РФ прямо заявил, что данное событие не пройдет для Грузии без финансовых и экономических последствий. Так что угроза отношениям между Грузией и Арменией исходит от третьей стороны, и остается надеяться, что власти Армении не дадут себя использовать России для оказания давления на Грузию - никаким образом и ни в каком качестве.

ИА REGNUM: Позволяет ли Армении и Грузии нынешний уровень политического диалога и экономической кооперации между ними сглаживать возникающие проблемы, если даже они носят внешний характер и продиктованы геополитическими реалиями?

Безусловно. Политический диалог ведется весьма интенсивно буквально на всех уровнях властной вертикали. Этот уровень диалога надо поддерживать и укреплять. Искренность и взаимное доверие - основа добрососедских отношений, и они должны быть защищены от любых ситуативных изменений, будь то на внутреннем, или внешнем поле. Стороны, например, договорились об обмене секретной информацией, что свидетельствует о высокой степени взаимного доверия. Следовало бы, наконец, решить вопрос делимитации оставшегося участка границы. Что касается экономического взаимодействия, то тут всегда есть резервы. Представляется, что режим свободной торговли с ЕС сделает Грузию еще более привлекательной для армянских партнеров.

ИА REGNUM: Как бы вы оценили последний визит президента Армении Сержа Саргсяна в Грузию (основные итоги)?

Президент Армении имел самый радушный прием в Тбилиси, провел переговоры с президентом, премьер-министром, спикером парламента Грузии, встречался с представителями армянской диаспоры. Об одном знаменательном итоге переговоров я уже упомянул, об остальных будем судить по ходу времени.

ИА REGNUM: Во время визита в Тбилиси Серж Саргсян заявил, что когда Грузия станет частью пространства свободной торговли с ЕС, это повысит интерес армянских предпринимателей, и они увеличат инвестиции в Грузию. С другой стороны, по словам президента, членство Армении в Таможенном союзе станет стимулом для грузинских предпринимателей к увеличению инвестиций в Армении, что позволит им выйти на новый рынок в России и в целом в регионе. Согласны ли вы с тем мнением, что интеграция Армении и Грузии в разные экономические блоки стимулирует взаимные инвестиции?

Честно говоря, совместное с Грузией подключение Армении к зоне свободной торговли с ЕС (а в течение ряда лет две страны нога в ногу двигались в этом направлении), открыло бы больше возможностей. Но имеем то, что имеем. И оснований для пессимизма нет. Практика торгово-экономических взаимоотношений Грузии с другим соседом - Турцией, которая уже давно ведет свободную торговлю с ЕС, однозначно свидетельствует о том, что никаких ограничений со стороны ЕС не предвидится. А вот, как поведет себя Таможенный союз (ЕврАзЭС, Евразийский союз), об этом я судить не берусь. Тут уж Армения должна сполна отстоять свои интересы.

ИА REGNUM: Последний вопрос касается возможности перезапуска абхазского участка Транскавказской железной дороги, соединяющей Армению с Россией через Грузию и Абхазию. На ваш взгляд, насколько Грузия заинтересована в реализации проекта с учетом специфических отношений с Абхазией и возможной негативной реакции Баку? В чем основная причина пробуксовки проекта?

Это комплексный вопрос, содержащий как экономическую, так и политическую (и даже военную) составляющую. Я знаком с данными экспертного исследования касательно рентабельности этого проекта (о надежности данных, не будучи специалистом в этой области, судить не берусь), и обнадеживающего здесь мало. Так, при среднем объеме грузоперевозок окупаемость участка от Псоу до Энгури (находящегося в наиболее плачевном состоянии) составляет 70 лет (!). Не думаю, что вхождение Армении в ТС на порядок увеличит ее товарообмен с Россией, Белоруссией и Казахстаном. А ограниченный по определению товарообмен между Грузией и Россией вполне поддерживается автомобильным и морским путями. Таким образом, в существующих реалиях о финансово-экономической рентабельности говорить не приходится. В политическом плане проблем тоже больше, чем выгоды. Азербайджан, например, вряд ли хочет, чтобы по этой дороге возили российские танки и ракеты, которые неизвестно когда, и неизвестно, по кому начнут стрелять. Изменить ситуацию способно лишь кардинальное улучшение положения на всем Южном Кавказе, переход в режим настоящего, а не мифического регионального сотрудничества, когда дороги будут выгодны всем. Да и возвращение Ирана в сферу полноценного взаимодействия с европейскими странами подкрепило бы проект. Вот тогда вы сядете на поезд в Ереване, я - подсяду к вам в Тбилиси, и мы вместе поедем в Амстердам.

Подготовил Аршалуйс Мгдесян