Белорусский правозащитник Александр (Алесь) Беляцкий сегодня, 27 июня, дал пресс-конференцию в Вильнюсе, где заявил, что не обижается на власти Литвы, которые предоставили госслужбам Белоруссии данные о его банковских счетах в Литве, после чего он был арестован и отсидел срок в тюрьме за неуплату налогов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Я только что вернулся с пресс-конференции Алеся Беляцкого - первой в Литве, когда почти три года назад он был задержан, и только пять дней назад вышел на свободу. Сначала Алесь Беляцкий снял с белорусского Дома прав человека плакат "Свободу Алесю Беляцкому". Потом - пресс-конференция. Впечатляющий своим спокойствием и верой человек", - написал в своем профиле в социальной сети Facebook литовский консерватор Мантас Адоменас.

"Три года прошли на удивление быстро и на удивление медленно. Другие сидевшие в тюрьме тоже заметили этот парадокс... Каждый день тянется бесконечно долго, вечно. Но все они бегут неописуемо быстро", - цитирует слова Беляцкого Адоменас. "Самое страшное, что случается с политическим заключенным - полная изоляция. Как только с кем-либо разговоришься - его сразу же переводят в другое место. Остаешься совершенно один", - сказал на пресс-конференции белорусский правозащитник.

На вопрос, чувствует ли он себя сейчас в безопасности в Белоруссии, он ответил: "Безопасность - странное понятие. Если в такой стране, как Белоруссия, идешь в общественную деятельность, никогда не знаешь, что будет завтра или через неделю. Вопрос безопасности не возникает". "Власть Белоруссии не совершает достаточно действий, чтобы утвердить и защитить нашу государственность", - считает он. "Беляцкий сказал, что не злится и не чувствует обиды на Литву за то, что из-за нерасторопности (если не хуже) ее властей он был задержан", - добавляет Адоменас и снова цитирует Беляцкого: "Не Литва меня арестовала".

"Все же я чувствую вину перед этим человеком, и думаю, что пока настоящие причины и виновные в задержании Беляцкого не установлены, подобная судьба может ожидать и других белорусских диссидентов, нашедших приют в нашем государстве. Это было бы самым страшным. Пример Алеся Беляцкого должен нас подтолкнуть к тому, чтобы сделать все для того, чтобы Литва была безопасным убежищем для него и его соратников, а не местом, где российская и белорусская разведки беспрепятственно охотятся на людей, осмелившихся оказывать сопротивление их властям", - заключил Адоменас.

Напомним, "дело Беляцкого" стало знаковым событием 2011 года не только для внутриполитической жизни Белоруссии, но также соседних стран-членов Евросоюза. Руководитель белорусского правозащитного центра "Весна" Александр (Алесь) Беляцкий был арестован в Минске 4 августа на основании предоставленной властям Белоруссии информации о его зарубежных банковских счетах: Минюст Литвы передал в Минск информацию о банковских счетах Беляцкого в литовских банках Nord и SEB, а Генпрокуратура Польши передала выписки со счета Беляцкого в польском банке ING. На основании полученной информации Беляцкий 24 ноября был приговорен белорусским судом к 4,5 годам лишения свободы за сокрытие доходов и неуплату налогов в особо крупном размере. В Литве и Польше "дело Беляцкого" стало поводом для серьезных политических скандалов, закончившихся отставками чиновников и снижением уровня взаимодействия Вильнюса и Варшавы с Минском в правовой сфере.

По версии коллег Беляцкого, деньги на его личных счетах в зарубежных банках не должны были рассматриваться в качестве личного дохода, т.к. тратились на финансирование политической оппозиции в Белоруссии, в частности - на денежные компенсации жертвам "режима Лукашенко", оказание услуг по правовой помощи белорусским политзаключенным. В защиту Беляцкого были мобилизованы авторитетные международные организации, требования освободить оппозиционера неоднократно озвучивали госсекретарь США Хиллари Клинтон и верховный представитель ЕС Кэтрин Эштон, а также глава российского президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. При этом международные организации, а также российские правозащитники упорно не замечали политически мотивированных увольнений и других репрессивных действий властей постсоветской республики в отношении активистов русского движения, сторонников интеграции Белоруссии и России.