Михаил Агаджанян: США не торопятся выписывать Ирану "банковский чек" на снятие санкций
Москва, 24 июня, 2014, 10:40 — ИА Регнум. Встреча международных посредников и Ирана в Вене 16 - 20 июня не стала прорывной. На столе переговоров остаются нерешёнными принципиальные вопросы по количеству оставляемых в распоряжении Тегерана центрифуг и большей прозрачности работы некоторых ядерных объектов иранской стороны. Между тем, рубеж подписания окончательного соглашения, намеченный на 20 июля, неумолимо приближается. А с ним и растёт риск не уложиться в график заключения всеобъемлющего договора по урегулированию разногласий вокруг ядерной программы Ирана, который призван заменить ныне действующие временные соглашения. Следующий раунд запланирован на 2 июля, но переговорщики не исключают проведения дополнительной встречи на уровне экспертов до начала следующего месяца.
Главным достижением сторон по промежуточным итогам временных Женевских договорённостей от 24 ноября 2013 года стал настрой Тегерана и его партнёров по переговорам подойти к третьей декаде следующего месяца с новым соглашением на руках. В канун венской встречи иранское руководство выразило надежду на скорейшее снятие Западом односторонних санкций против Тегерана. Окончательное соглашение стран "шестёрки" с Ираном подразумевает комплексное изъятие ограничительных мер в отношении Исламской республики. Особый интерес для иранцев представляет возвращение их страны в международное финансовое сообщество, допуск к мировым кредитным рынкам и платёжным системам. Санкции в нефтяной сфере, с которыми был тесно сопряжён наложенный на партнёров иранских компаний запрет страховать морские перевозки жидкого углеводорода, легли тяжким грузом на местную экономику. Но проблемы в этой области не стали для Тегерана катастрофическими. Иранцы сумели удержать свои отношения в энергетической сфере с крупнейшими импортёрами на минимальном уровне валютных поступлений в государственный бюджет. Хотя прямые убытки, а также упущенная выгода Ирана из-за санкций, по оценкам авторитетных мировых изданий привели к внушительным потерям. К примеру, агентство Bloomberg часто упоминало цифру в $133 млн. ежедневного недочёта иранцами прибыли в виду санкций в нефтяном секторе. Если за 2011 год доходы Ирана от экспорта углеводорода составили около $100 млрд., то по итогам 2013 года было зафиксировано почти трёхкратное снижение - до $35 млрд.
Больший эффект, естественно, в негативном смысле этого понятия для иранской стороны, был достигнут Западом с вводом в действие мер изоляции Тегерана от мировой финансовой системы. На этот счёт нет даже приблизительной оценки нанесённого Ирану ущерба в денежном выражении. Впрочем, не вызывает сомнений, что потери страны в финансовой сфере были не меньшими, а, возможно, на порядок большими, чем в случае применения нефтяных санкций. Американские аналитики приводят следующие цифры. Перед вступлением в силу временных Женевских соглашений, на счетах в зарубежных банках каждый месяц оседало около $1,5 млрд. из $3,4 млрд., получаемых Ираном от продажи нефти. Валютные резервы Ирана номинально оцениваются в около $100 млрд., но с переводом в свою экономику с иностранных счетов от $60 до $80 млрд. иранцы испытывают сложности в виду действия ограничений в банковской сфере (1).
Важно подчеркнуть, что введённые Женевскими соглашениями послабления в санкционном режиме (период действия временных мер, стартовавший с 20 января 2014 года, установлен до принятия окончательного соглашения) практически не коснулись кредитно-денежной сферы. Ирану пока дозволено воспользоваться лишь $4,2 млрд. своих доходов от продажи нефти, осевших в своё время на иностранных счетах и затем замороженных. Приплюсовывание к этой сумме и других активов Ирана, с которых Запад решил во временном порядке снять "табу", даёт итог в около $7 млрд. Большей частью - это деньги Ирана на счетах в зарубежных банках, которыми он не могут распоряжаться до последнего времени.
Главным действующим лицом в принятии и последующем слежении за реализацией антииранских санкций на глобальном финансовом рынке были и остаются Соединённые Штаты. В их руках сходятся многие нити мирового рынка ликвидности, ведения банковских операций и работы платёжных систем. Этим в Вашингтоне не преминули воспользоваться, ограничив Иран на всех мыслимых направлениях ведения им финансовых дел с региональными и международными партнёрами. Пиком активности американской администрации в этом вопросе стали 2011 - 2012 годы, когда Иран оказался в близкой к тотальной кредитно-финансовой изоляции. Внешние денежные взаиморасчёты иранцев именно с этого времени стали давать системные сбои. В ноябре 2011 года США ввели санкции против
Политика изоляции иранских государственных и частных компаний от мировых денежных потоков не потеряла своей актуальности вплоть до текущего момента. Недавно зарубежные СМИ сообщили о пополнении американцами "чёрного списка" юридических и частных лиц, имеющих с иранцами "подозрительные" деловые контакты (в него вошли восемь китайских и одна дубайская компании). Складывается впечатление, что к рассмотрению вопроса снятия с Ирана санкций в финансовой сфере американцы намерены подойти если и не в последнюю очередь, то явно не на первых этапах нормализации отношений с Исламской республикой. Такой подход от администрации Обамы ожидается со стороны некоторых ближневосточных партнёров США. Послабления в санкционном прессинге на нефтяную отрасль Ирана в целом укладываются в предлагаемую Израилем, Саудовской Аравией, другими аравийскими монархиями стратегию дозированного урегулирования отношений Ирана с Западом. Иран остаётся в составе ОПЕК, что само по себе подразумевает нахождение его нефтяного экспорта под контролем межгосударственных институтов, где "первую скрипку" играют саудовцы. Но в случае снятия с Тегерана даже части ранее введённых ограничений на мировых финансовых рынках, продвигаемая ближневосточными оппонентами Ирана "стратегия дозированной нормализации" сильно девальвирует в политическом плане. Одно лишь возвращение иранских банков в лоно действия электронной системы SWIFT будет означать качественный прорыв в отношениях западных столиц с Тегераном.
Состояние изолированности Ирана от мировых финансовых центров настраивает исследователей и политиков на поиск нестандартных решений. Так, у специалистов Ирана из числа российских экспертов зреют интересные идеи по созданию на евразийском пространстве автономного платёжного союза и подключению к нему Ирана. Евразийский платёжный союз с единицей взаиморасчётов под условным названием "евразрубль" - это смелая заявка на предоставление Ирану некой альтернативы в ситуации продолжающегося пребывания страны под финансово-кредитным прессом Запада. Но реализация данной идеи на практике в видимой перспективе крайне затруднена.
В Конгрессе США, где традиционно концентрируются отстаивающие курс на изоляцию Ирана силы, растёт число сторонников сверхосторожного подхода к урегулированию отношений с Тегераном. И дело здесь не только в сильных позициях израильского лобби. Держащие большинство в Палате представителей республиканцы готовятся к перевыборам осенью текущего года. Финансовые санкции против Ирана были введены с согласия Конгресса - при полной поддержке республиканцев, а также однопартийцев Обамы. В этом проявился один из немногих консенсусов между Белым домом и Конгрессом в сложные времена нахождения взаимопонимания между двумя ветвями власти сверхдержавы. Рушить этот компромисс при неясных перспективах заключения с иранцами окончательного соглашения к 20 июля чревато для Обамы внутриполитическими последствиями в предвыборный период. Ныне президент ещё больше нуждается в ровных отношениях с республиканским большинством в нижней палате Конгресса, чем это было на отрезке 2011 - 2012 годов, то есть в период введения пакета финансовых санкций против Ирана. Ждать в такой ситуации от Обамы смелых шагов, диссонирующих с мнением американских конгрессменов и своих ближневосточных партнёров, не приходится. По всей видимости, "стратегия дозированной нормализации", заключения не окончательного, а лишь модифицированного временного соглашения с Ираном к 20 июля, возобладает у американской администрации. Санкции в финансовой сфере останутся в силе до более подходящего момента для рывка к нормализации американо-иранских отношений.
(1) Kenneth Katzman, Iran Sanctions // Congressional Research Service Report, May 7, 2014.
Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM