ИА REGNUM представляет обзор польских СМИ, посвященный странам Прибалтики

Президент Литвы не подпишет закон, расширяющей права нацменьшинств

Администрация премьер-министра Литвы все еще не в состоянии обеспечить внесение в повестку дня заседания парламента подготовленный ранее министерством культуры проект закона о национальных меньшинствах. Законопроектом предусматривается введение двуязычного написания топографических названий в местах, где представители национальных меньшинств поставляют более 25% населения, сообщает крупнейшее польское издание в Литве Kurier Wileński.

Законопроект также предполагает введение языка национального меньшинства в качестве вспомогательного в муниципалитетах каждого конкретного района. Правительство не дало окончательной оценки законопроекту, подготовленному рабочей группой под руководством заместителя министра культуры Эдварда Трусевича. Законопроект отправили на доработку. На этот раз им займется другая рабочая группа, уже под руководством вице-канцлера администрации премьер-министра Ремигиюса Мотузаса. Созданная еще в прошлом году рабочая группа лишь сейчас намеревается собраться и начать работу над проектом закона. Мотузас объясняет бездействие группы периодом избирательной кампании по выборам президента Литвы и выборами в Европейский парламент. "Было политическое решение всех партий не заниматься этим вопросом в период выборов. Поэтому мы ничего и не делали", - сказал он. Однако послевыборный период не гарантирует, что группа соберется и подготовит ожидаемый уже несколько лет закон о нацменьшинствах. Мотузас признался, что не знает, как найти компромисс в вопросе о двуязычных надписях на указателях улиц, поскольку это, по его мнению, противоречит действующей норме права, содержащейся в законе о Государственном языке. Но именно этого добиваются представители Избирательной акции поляков Литвы (ИАПЛ). Обманутая обещаниями партнеров по коалиции, ИАПЛ, кажется, не намерена не только соглашаться на компромисс Мотузаса, но и не желает ждать, пока рабочая группа под его руководством завершит работу, а точнее начнет работать над проектом нового закона и предлагает принять старый законопроект.

Действовавший до 2010 года закон должны были заменить новым. Но и тогда тоже была создана рабочая группа, которая проработала 4 года и подготовила законопроект. Но ее законопроект даже не был представлен правительству на рассмотрение. Документ застрял в правительстве. Эдвард Трусевич, который является членом ИАПЛЮ считает инициативу Мотузаса попыткой торпедирования работы над законопроектом. По его мнению, вице-канцлер хочет внести неразбериху и обвинил его в злоупотреблении должными полномочиями. ИАПЛ настаивает на том, чтобы до конца весенней сессии парламента был принят законопроект, разработанный на основе действовавшего до 2010 г. документа. Этот законопроект не нравится президенту Литвы Дале Грибаускайте, которая по закону, в случае его принятия парламентом, должна подписать его. Ранее она уже заявляла, что не подпишет никакого документа, противоречащего Конституции. Именно таким документом она считает старый закон, который был принят еще до принятия Конституции в Литве в 1993 году. Президенту и критикам этого закона не мешало то, что прежде его действие было многократно пролонгировано парламентом, не нарушая Конституции. Закон гарантировал представителям национальных меньшинств право на двуязычное написание топографических названий и использование своего языка нацменьшинствами качестве вспомогательного в муниципалитетах и других органах местного самоуправления.

В итоге правящая коалиция отложила до "лучших времен после выборов" принятие законопроекта о написании нелитовских фамилий. Проект, разработанный левыми партиями, предполагает право писать имена и фамилии с использованием латинских букв, отсутствующих в литовском алфавите. Этот закон было сильно раскритикован оппозицией, но и среди партнеров по коалиции не удалось достичь компромисса. Впрочем, даже если коалиционным силам удастся проголосовать за этот закон в парламенте, то президент Литвы все равно не подпишет его. По мнению Дали Грибаускайте, этот проект закона также противоречит Конституции.

Не только ЕС и НАТО, но и евро отдалило Латвию от Москвы

Спустя полгода после перехода на евро латвийцы убедились, что новая валюта не такая уж и страшная. Правительство не сомневается: вступление в еврозону было успешным. Так пишет польская Gazeta Wyborcza. Двухмиллионная Латвия перешла на евро 1 января 2014 года. Роста цен ожидали около 80% населения страны, но оказалось, что опасения были напрасными. За первые четыре месяца 2014 года, то есть с момента перехода на евро, инфляция в среднем составила 0,5%. Некоторые сферы предоставления услуг, конечно, округлили цены не в пользу клиента, например, парикмахерские. Но в супермаркетах или овощных магазинах не было повышения цен, заявила экономист Swedbank Кристина Скрузкалне. Глава бюро по вопросам евро министерства финансов Латвии Арина Андреицка подвела итог мониторинга цен 120 самых популярных продуктов и услуг. С января 2013 года цены выросли на 8,7 процентов товаров. Цены на 6,8 процентов товаров и услуг снизились, а 84,5 процентов остались на прежнем уровне.

Латвия переходила на евро, когда большинство в обществе было против. Последние социологические опросы показали, что половина населения все еще не поддерживает это решение. Это парадокс, потому что одновременно 79 процентов опрошенных заявили, что не имели никаких серьезных проблем с переходом на евро. По мнению экспертов, основную роль в этом играет сентиментальность. Латвийцы были привязаны к лату, считали его символом суверенитета. Однако опасения за суверенитет касаются на только символики. Экономист Иварс Бриверс считает, что Рига должна сама принимать решения относительно кредитно-денежной политики. Вверяя Брюсселю свою финансовую систему, Латвия потеряла часть независимости. Поэтому Бриверс в знак протеста практически не использует общеевропейскую валюту. Где это возможно, расплачивается карточкой. По оригинальному мнению политолога Иварса Иябса, в нынешней геополитической ситуации суверенитет Латвии обеспечивается... отказом от суверенитета, то есть наличием тесных связей с Европейским союзом. Латвия уже была членом НАТО и Европейского союза, а принятие евро - это очередной шаг, который отдаляет ее от Москвы.

Присоединение к еврозоне позволило Латвии также подняться в рейтинге Standard & Poor's до уровня A-. В 2008-2009 годах, когда латвийская экономика переживала острый кризис, подняться на такой уровень было невозможно. Тем временем в 2014 году ВВП Латвии вырастет на 4 процента, а до 2017 года внешний долг страны сократится до 27 процентов ВВП вместо прежних 32 процентов. Выход из кризиса, конечно же является заслугой не евро, а жесткой программы экономии прежнего правительства во главе с Валдисом Домбровскисом. Но общая валюта привносит много положительных элементов, в том числе и низкие проценты международных займов и доверие заграничных инвесторов.

В Европе началась гонка вооружений

"В Европе началась гонка вооружений. Готовятся идти на Россию", - пишет польский портал Sfora. На почти 50 млн долларов увеличила свой военный бюджет Литва в этом году. В 2013 году на оборону было выделено 375 млн долларов. Эта сумма будет направлена, в том числе, и на закупку у Польши противовоздушных ракет "Гром". Большие затраты на вооружение в 2015 году обещала также Польша (около 2% от ВВП). Сегодня это около 1 млрд долларов. Швеция и Эстония также заявили о значительном росте расходов на армию. "Уже сейчас 2 процента ВВП на оборону выделяет Эстония (около 400 млн долларов), а в течение 8 лет реальные расходы должны вырасти на несколько процентов. Эта страна планирует закупки танков и систем ПВО средней дальности", - пишет портал forsal.pl. По мнению издания, это результат российско-украинского кризиса. Прибалтийские государства должны иметь какие-то аргументы в переговорах с другими союзниками. Они не могут быть лишь потребителями безопасности, заявил Марцин Терликовски, аналитик Польского института международных дел. Но, по мнению военных экспертов, "эти деньги настолько малы, что ничего не изменят в международном раскладе сил". Тут можно говорить лишь об определённой символике. Портал напоминает, что среди стран НАТО, установленные 2 % ВВП на военные расходы выделяют только США, Великобритания, Турция, Греция и Эстония.