Эксперт: СЭЗ на армяно-иранской границе активизирует коммуникационные проекты север-юг

Москва, 17 июня 2014, 12:20 — REGNUM  Проект создания свободной экономической зоны (СЭЗ) на армяно-иранской границе не только реалистичен и реализуем, но и востребован. Он может стимулировать реализацию таких ныне отложенных проектов, как строительство железной дороги Иран-Армения и перезапуск абхазского участка Транскавказской железной дороги, соединяющей Армению с Россией. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил директор исследовательского центра "Альтернатива", доктор экономических наук Татул Манасерян, комментируя недавнее заявление министра экономики Армении Карена Чшмаритяна о том, что Ереван и Тегеран рассматривают вопрос создания свободной экономической зоны на армяно-иранской границе.

По словам Чшмаритяна, в этой зоне будут действовать совместные предприятия, и будет организовано производство. Проект, как он заметил, уже вызвал большой интерес не только среди армянских бизнесменов, но и у предпринимателей из диаспоры и зарубежных компаний. Когда будет создана зона, и какие инвестиции для этого потребуются, армянский министр пока не стал уточнять, сообщив только, что с армянской стороны в качестве оператора будет выступать торгово-промышленная палата. Посол Ирана в Армении Мухаммад Реиси отметил, что вопрос создания СЭЗ на границе будет обсужден на заседании армяно-иранской межправительственной комиссии осенью текущего года. Однако об ожидающихся инвестициях с иранской стороны дипломат ничего не сказал, сославшись на то, что вопрос в Иране не обсуждался.

В целом армянские эксперты довольно холодно восприняли сообщение о планах Армении и Ирана создать СЭЗ на границе, ссылаясь на "горький опыт" недавнего прошлого. Они напомнили о приостановке строительства третьей линии электропередачи Армения-Иран, затягивании строительства Мегринской ГЭС на реке Аракс и туманном будущем проекта строительства железной дорого Иран-Армения. По их мнению, возникает также ряд технических вопросов касательно того, как будет работать СЭЗ после вступления Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Затормаживание реализации армяно-иранских проектов эксперты и политики часто объясняли политическими неблагоприятными факторами, вызванными санкциями Запада в отношении Ирана в связи с иранской ядерной программой. В настоящее время наблюдается определенный прогресс по вопросу снятия с Ирана введенных ранее санкций, что развяжет руки Тегерана в деле продвижения регионального сотрудничества.

По мнению Татула Манасеряна, проект создания свободной экономической зоны на армяно-иранской границе можно и нужно реализовать, так как у Армении ввиду блокады со стороны Турции и Азербайджана в вопросах регионального сотрудничества альтернативы нет. "Армения должна эффективно использовать все возможности, в том числе создание свободной экономической зоны, в отношениях со своими непосредственными соседями. До сих пор армянское руководство испытывало определенную боязнь и не проявляло инициативу по реализации подобного рода проектов, что было обусловлено специфическими отношениями между Западом и Ираном", - пояснил Манасерян.

При этом он отметил, что к энергетическому сотрудничеству и торгово-экономическим отношениям Иран-Армения западные страны в целом относились с пониманием. "Тем не менее, санкции Запада оставили свой след на армяно-иранских отношениях, в частности, в вопросе замедления темпов сотрудничества. В этом плане создание свободной экономической зоны является императивной задачей. Страны, реализующие стратегические инициативы, заинтересованы и осуществляют проекты по созданию СЭЗ с соседними государствами. При возникновении проблем с импортом сырья из Ирана в Армению для предприятий СЭЗ, вопросы можно будет решить посредством квотирования, чтобы сырьевые товары через Армению не попали на рынки ЕЭАС. Определённые проблемы могут возникнуть в вопросе импорта энергоносителей, но, честно говоря, и эта сфера на данный момент контролируема для России. Выгода Армении от этого проекта будет выражаться в виде совместных проектов: от строительства железной дороги, основания нефтеперерабатывающего завода до перерабатывающих предприятий в горнорудном секторе. Эти вопросы часто рассматриваются и обсуждаются в армяно-иранских межведомственных комиссиях", - считает экономист.

На его взгляд, вступление Армении в ЕАЭС не помешает реализации проекта по созданию СЭЗ на границе с ИРИ. "К счастью, здесь не наблюдается напряжение, и любая страна-участница Евразийского экономического союза свободна в вопросе выстраивания своей интеграционной политики так, чтобы она не нанесла вред интересам ЕАЭС. В этом плане исключением является интеграция с ЕС, что вызвано больше политическими мотивами и фактором взаимоотношений Россия-Евросоюз. Однако сотрудничество Армении с Ираном имеет важное значение и для России, особенно, в вопросе продвижения энергетических и коммуникационных проектов с севера на юг (Иран-Армения-Грузия-Россия)", - подчеркнул он.

Благоприятную атмосферу для создания СЭЗ, как считает собеседник, формируют также положительные сдвиги в процессе постепенного ослабления санкций Запада в отношении Ирана. "Иранские власти сделали более прозрачными свои проекты по обогащению урана, что и предотвратило возможные военные действия против их страны. В настоящее время медленно, но идет процесс по постепенному снятию санкций с Ирана", - добавил эксперт.

В заключение эксперт заметил, что основание свободной экономической зоны на территории Армении будет обоюдно выгодным проектом в плане доступности огромного рынка ЕАЭС и Европейского союза. "В скором времени Армения вступит в Евразийский экономический союз, а это значит, что производимые здесь товары беспрепятственно могут попасть на рынки России, Белоруссии и Казахстана. Кроме того, Армения пользуется генеральной системой льгот (GPS+) ЕС, что позволяет ей экспортировать более 6 тыс. наименований товаров собственного производства в страны ЕС по обнуленным или существенно уменьшенным таможенным пошлинам. Это - возможность для Ирана получить сразу доступ к двум огромным рынкам. Все это обязательно приведет к тому, чтобы вопрос строительства железной дороги Иран-Армения и перезапуска абхазского участка ж/д был рассмотрен в более реалистичном свете, так как этого потребует уже экономическая целесообразность", - заключил эксперт.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.