Эксперт: СЭЗ на армяно-иранской границе активизирует коммуникационные проекты север-юг

Москва, 17 Июня 2014, 12:20 — REGNUM  Проект создания свободной экономической зоны (СЭЗ) на армяно-иранской границе не только реалистичен и реализуем, но и востребован. Он может стимулировать реализацию таких ныне отложенных проектов, как строительство железной дороги Иран-Армения и перезапуск абхазского участка Транскавказской железной дороги, соединяющей Армению с Россией. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил директор исследовательского центра "Альтернатива", доктор экономических наук Татул Манасерян, комментируя недавнее заявление министра экономики Армении Карена Чшмаритяна о том, что Ереван и Тегеран рассматривают вопрос создания свободной экономической зоны на армяно-иранской границе.

По словам Чшмаритяна, в этой зоне будут действовать совместные предприятия, и будет организовано производство. Проект, как он заметил, уже вызвал большой интерес не только среди армянских бизнесменов, но и у предпринимателей из диаспоры и зарубежных компаний. Когда будет создана зона, и какие инвестиции для этого потребуются, армянский министр пока не стал уточнять, сообщив только, что с армянской стороны в качестве оператора будет выступать торгово-промышленная палата. Посол Ирана в Армении Мухаммад Реиси отметил, что вопрос создания СЭЗ на границе будет обсужден на заседании армяно-иранской межправительственной комиссии осенью текущего года. Однако об ожидающихся инвестициях с иранской стороны дипломат ничего не сказал, сославшись на то, что вопрос в Иране не обсуждался.

В целом армянские эксперты довольно холодно восприняли сообщение о планах Армении и Ирана создать СЭЗ на границе, ссылаясь на "горький опыт" недавнего прошлого. Они напомнили о приостановке строительства третьей линии электропередачи Армения-Иран, затягивании строительства Мегринской ГЭС на реке Аракс и туманном будущем проекта строительства железной дорого Иран-Армения. По их мнению, возникает также ряд технических вопросов касательно того, как будет работать СЭЗ после вступления Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Затормаживание реализации армяно-иранских проектов эксперты и политики часто объясняли политическими неблагоприятными факторами, вызванными санкциями Запада в отношении Ирана в связи с иранской ядерной программой. В настоящее время наблюдается определенный прогресс по вопросу снятия с Ирана введенных ранее санкций, что развяжет руки Тегерана в деле продвижения регионального сотрудничества.

По мнению Татула Манасеряна, проект создания свободной экономической зоны на армяно-иранской границе можно и нужно реализовать, так как у Армении ввиду блокады со стороны Турции и Азербайджана в вопросах регионального сотрудничества альтернативы нет. "Армения должна эффективно использовать все возможности, в том числе создание свободной экономической зоны, в отношениях со своими непосредственными соседями. До сих пор армянское руководство испытывало определенную боязнь и не проявляло инициативу по реализации подобного рода проектов, что было обусловлено специфическими отношениями между Западом и Ираном", - пояснил Манасерян.

При этом он отметил, что к энергетическому сотрудничеству и торгово-экономическим отношениям Иран-Армения западные страны в целом относились с пониманием. "Тем не менее, санкции Запада оставили свой след на армяно-иранских отношениях, в частности, в вопросе замедления темпов сотрудничества. В этом плане создание свободной экономической зоны является императивной задачей. Страны, реализующие стратегические инициативы, заинтересованы и осуществляют проекты по созданию СЭЗ с соседними государствами. При возникновении проблем с импортом сырья из Ирана в Армению для предприятий СЭЗ, вопросы можно будет решить посредством квотирования, чтобы сырьевые товары через Армению не попали на рынки ЕЭАС. Определённые проблемы могут возникнуть в вопросе импорта энергоносителей, но, честно говоря, и эта сфера на данный момент контролируема для России. Выгода Армении от этого проекта будет выражаться в виде совместных проектов: от строительства железной дороги, основания нефтеперерабатывающего завода до перерабатывающих предприятий в горнорудном секторе. Эти вопросы часто рассматриваются и обсуждаются в армяно-иранских межведомственных комиссиях", - считает экономист.

На его взгляд, вступление Армении в ЕАЭС не помешает реализации проекта по созданию СЭЗ на границе с ИРИ. "К счастью, здесь не наблюдается напряжение, и любая страна-участница Евразийского экономического союза свободна в вопросе выстраивания своей интеграционной политики так, чтобы она не нанесла вред интересам ЕАЭС. В этом плане исключением является интеграция с ЕС, что вызвано больше политическими мотивами и фактором взаимоотношений Россия-Евросоюз. Однако сотрудничество Армении с Ираном имеет важное значение и для России, особенно, в вопросе продвижения энергетических и коммуникационных проектов с севера на юг (Иран-Армения-Грузия-Россия)", - подчеркнул он.

Благоприятную атмосферу для создания СЭЗ, как считает собеседник, формируют также положительные сдвиги в процессе постепенного ослабления санкций Запада в отношении Ирана. "Иранские власти сделали более прозрачными свои проекты по обогащению урана, что и предотвратило возможные военные действия против их страны. В настоящее время медленно, но идет процесс по постепенному снятию санкций с Ирана", - добавил эксперт.

В заключение эксперт заметил, что основание свободной экономической зоны на территории Армении будет обоюдно выгодным проектом в плане доступности огромного рынка ЕАЭС и Европейского союза. "В скором времени Армения вступит в Евразийский экономический союз, а это значит, что производимые здесь товары беспрепятственно могут попасть на рынки России, Белоруссии и Казахстана. Кроме того, Армения пользуется генеральной системой льгот (GPS+) ЕС, что позволяет ей экспортировать более 6 тыс. наименований товаров собственного производства в страны ЕС по обнуленным или существенно уменьшенным таможенным пошлинам. Это - возможность для Ирана получить сразу доступ к двум огромным рынкам. Все это обязательно приведет к тому, чтобы вопрос строительства железной дороги Иран-Армения и перезапуска абхазского участка ж/д был рассмотрен в более реалистичном свете, так как этого потребует уже экономическая целесообразность", - заключил эксперт.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
20.01.17
«Идти Вальсом» — бывший премьер-министр Франции проигрывает праймериз
NB!
20.01.17
Песков: Россия регулярно подвергается кибератакам из США, ФРГ и Британии
NB!
20.01.17
Новая холодная война
NB!
20.01.17
Беларусь в Москве: есть ли у минских ТВ-агитаторов такая же свобода дома?
NB!
20.01.17
«Барселона» впервые за 10 лет победила «Реал Сосьедад»
NB!
20.01.17
«Рома» уничтожила «Сампдорию» — 4:0
NB!
20.01.17
Феллини: конец искусства и конец человека
NB!
20.01.17
Японский энергомост и комплексное развитие Дальнего Востока
NB!
20.01.17
Архиважный проект: Госдума обсудит «Турецкий поток»
NB!
19.01.17
Белград сделал всё, чтобы албанцы Косово чувствовали себя независимыми
NB!
19.01.17
«Украинские военные могли бы выдавить хоть протокольную благодарность»
NB!
19.01.17
Львов провоцирует противостояние между Варшавой и Киевом
NB!
19.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 19 января
NB!
19.01.17
Турция становится еще ближе к России
NB!
19.01.17
«Заявление Шувалова вызвало шок на рынке, но это лишь первый залп»
NB!
19.01.17
Украина убивает экосистему Днестра
NB!
19.01.17
Зюганов: Вопрос о перезахоронении Ленина в 2017 году — провокация
NB!
19.01.17
Додон признал за Молдавией $6 млрд приднестровского долга за российский газ
NB!
19.01.17
«Реальных интервенций ЦБ избежать не удастся»
NB!
19.01.17
Радио REGNUM. «Четверть часа о высоком». В гостях Катерина Калос
NB!
19.01.17
Налоговое ярмо: трудоспособные украинцы собирают чемоданы и бегут из страны
NB!
19.01.17
Западноафриканские войска готовы вторгнуться в Гамбию