Евразийскую интеграцию как идею, а также процесс ее воплощения в жизнь следует рассматривать в геополитическом и геоэкономическом контекстах и лишь после в региональном. Такое мнение на пресс-конференции в Ереване 4 июня выразил кандидат экономических наук Вилен Хачатрян. По его словам, страны-основатели Евразийского экономического союза - Россия, Белоруссия и Казахстан - сегодня прилагают серьезные усилия, чтобы создать новый мировой центр силы в противовес уже существующим, передает корреспондент ИА REGNUM.

"Все идет к созданию нового мирового центра силы в азиатском регионе. К трем странам-основателям тянутся новые - Армения, Киргизия, также предполагается участие в этих процессах таких стран, как Индия, Вьетнам и пр.", - заметил экономист. При этом, по словам Хачатряна, любые интеграционные процессы несут с собой как некую выгоду, так и определенные издержки. "Армения находится в зоне риска, здесь речь не только об экономических интересах, но и о политических вызовах, которые могут быть весьма болезненными. Так, например, в Минске Назарбаев поднял вопрос присоединения Турции к Таможенному союзу. Уже в Астане несколько дней назад встал вопрос Карабаха, а российский министр говорит об участии Азербайджана в Евразийском экономическом союзе", - заметил Вилен Хачатрян.

Другой участник пресс-конференции, политолог, замдиректора Института Кавказа Сергей Минасян не согласился с Хачатряном по части Турции. "Участники евразийской интеграции могут говорить все что угодно. Но лично я даже в страшном сне представить не могу, чтобы Турция - член НАТО и союзник США в регионе - примкнула к интеграционным процессам на евразийском пространстве. Кроме того, это невозможно по той простой причине, что Турция уже состоит в зоне свободной торговли с ЕС, примерный аналог которой - Глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли - Армения планировала подписать, но не подписала", - заметил Минасян.

В целом, по его прогнозам, в обозначенные сроки Армения примкнет к договору о создании Евразийского экономического союза. "Если не будет никаких форс-мажорных ситуаций, затрагивающих наш регион и выходящих за его пределы, с 1 января 2015 года Армения вступит в Евразийский экономический союз", - сказал он.

Что касается вопроса о вступлении Нагорного Карабаха в ЕАЭС, Минасян отметил, что формально Карабах не может вступить в это интеграционное объединение. "Никто не говорил этого, никто не обещал. Более того, этот КПП между Арменией и Карабахом, о котором сейчас так много говорится, так или иначе существует, хоть и носит формальный характер. Хотим мы того или нет, Нагорно-Карабахская Республика, будучи непризнанным государственным образованием, на деле именно таким и является, обладает всеми необходимыми атрибутами. Следовательно, вступление Армении куда-либо не означает автоматическое вступление туда же Карабаха. За последние 25 лет Армения вступила во множество международных организаций, подписала большое количество договоров и соглашений, и это делалось в рамках признанных со стороны ООН границ. Почему здесь должно быть иначе?", - задался вопросом эксперт.

Одновременно Минасян подчеркнул, что де-факто ситуация какой была, такой и останется. "Армения и Нагорный Карабах - два разных государства, но единое экономическое, военно-стратегическое пространство. Никто не ставит этот тезис под вопрос, в противном случае Армения не войдет ни в одно интеграционное объединение. Независимость Нагорного Карабаха - один из столпов современной армянской (в широком смысле этого слова) государственности", - заметил он.