В первые дни этой недели поляки с определенным интересом обсуждали результаты прошедших в минувшее воскресенье, 25 мая, выборов в Европарламент. Этот интерес был всего лишь "определенным", поскольку самым точным барометром отношения поляков к политикам и к этим выборам была их активность на избирательных участках, которая, как и ожидалось, оказалась на драматически низком уровне. В выборах приняло участие всего лишь 23,82% избирателей.

Ничья, поражение и победа

Этот европоединок для двух главных партий Польши - правящей "Гражданской платформы" и оппозиционной "Право и справедливость", закончился ничьей. В процентном соотношении микропобеду, правда, одержала партия премьера Дональда Туска (32,13% против 31,78% голосов), но в Европарламент обе партии ввели по 19 депутатов. Причем, если учесть, что в предыдущих выборах в 2009 году правящая партия получила свыше 44% голосов избирателей и 25 депутатских мест, то о каком-либо успехе на этот раз вообще трудно говорить. В то же время, "Право и справедливость" пять лет назад ввела в Европарламент всего лишь 7 депутатов, поэтому ее успех в этих выборах налицо.

Результаты остальных трех партий, которые пересекли 5-процентный избирательный барьер, были значительно хуже. На третьем месте оказались пост-коммунисты из Союза демократических левых сил (9,44% голосов и 5 депутатских мест).

Но все-таки главным победителем выборов стал enfant terrible скучной по форме и бледной по содержанию предвыборной кампании Януш Корвин-Микке и его партия "Новые правые", которая впервые появилась на польском политическом небосклоне. Она получила, казалось бы, не так уж много голосов (7,15%), но опередила многолетнего участника всевозможных правительственных коалиций, в том числе формирующего и нынешнее правительство Туска - Крестьянскую партию, которая получила 6,8% голосов.

С одной стороны харизматичный лидер "Новых правых" покорил поляков своей, мягко говоря, откровенной риторикой. Он говорил прямо: что политики, которые повысили в Польше пенсионный возраст, обокрали поляков и должны за это сидеть в тюрьме; что "80% депутатов Сейма - это уголовники"; что "действия правительства по вопросу Украины принесли Польше стыд, все на Западе смеются над премьер-министром Туском, потому что он так боится России"; и, наконец, что Европейский парламент - это сброд коммунистов, троцкистов и маоистов, которые оккупируют Европу и не позволяют ей развиваться ("под оккупацией этих красных сукиных сынов даже экономика Германии стоит на месте"). Как подчеркивал Януш Корвин-Микке, сам Европарламент "не имеет никакого значения, это только фасадная организация, которая служит подкупу политиков", поэтому его цель - это "уничтожение этого шершеневого гнезда изнутри".

С другой стороны, поляки уже много лет страстно ищут альтернативу старым партийным аппаратчикам и пытаются взломать "забетонированную" ими политическую сцену страны. Эти два фактора и привели к успеху "Новых правых".

Проигравшие знаменитости

Зато о поражении может говорить целая "плеяда известных лиц". Некоторые партии, а первенствовали в этом пост-коммунисты, вписали в свои избирательные списки бывших известных спортсменов - и футболиста, и плавчиху, и волейболиста, и известного боксера Томаша Адамека, который в сентябре 2011 года проиграл в поединке с Виталием Кличко, но который мечтал о большой и денежной политической карьере в Брюсселе. На волне последнего конкурса "Евровидение" и по примеру Кончиты Вурст была также польская дрэг-квин. Видимо, появление таких кандидатов в избирательных списках поляки расценили как издевательство над здравым смыслом, поэтому ни одна из этих "знаменитостей" в Брюссель не попала.

Болезненно было также поражение такой знаменитой политической фигуры, как экс-президент Польши Александр Квасьневский. Коалиция "Европа Плюс-Твое Движение", одним из инициаторов и главным политическим патроном которой он был, не вошла в Европарламент. Хотя с момента ее появления, мало кто верил в успех, информация о том, что Квасьневский подрабатывает у украинского олигарха Николая Злочевского (мы писали об этом две недели назад), наверняка, не помогла политикам из инициированном им коалиции.

Киев - Брюссель - Варшава

Ни вотум недоверия, вынесенный поляками политикам во время выборов в Европарламент, ни слабый результат в этих выборах правящей "Гражданской платформы" не отвлекли внимание премьера Туска от президентских выборов на Украине. Как он отметил после их окончания, могут они стать "переломным моментом" в развитии ситуации в этой стране.

- Не будет сразу легко и приятно, потому что видно: эта война еще немного продлится, а то, что сегодня происходит в Донецке, трудно назвать оптимистическим сценарием. Но кажется, что в политическом смысле Украина встает на ноги. Давайте надеяться, что еще в этом году мы сможем сказать: ситуация стабилизировалась, Украина защитила свой суверенитет и преобладающую часть территории от действий сепаратистов и российской политики - так говорил на этой неделе Туск.

Во вторник лидеры стран-членов Евросоюза пообедали вместе в Брюсселе и обсудили итоги евровыборов. В центре их внимания находились два вопроса: прежде всего, неожиданный для них успех в воскресных выборах евроскептиков и даже противников Евросоюза, а также кандидатура нового председателя Европейской комиссии. Затронули они также вопрос о ситуации на Украине. По возвращении в Варшаву польский премьер был доволен тем, что участники встречи "были несколько более оптимистичны" по этому вопросу.

Более интересны высказывания дипломатов, которые просочились в польские СМИ. Как сказал один из них, "Евросоюз уже потихоньку привык к нестабильности на Украине". А другой добавил: "Преобладает убеждение, что после президентских выборов Киеву придется самому разобраться с проблемами на востоке страны. Со стороны России ожидаем большего участия, чтобы она использовала все свои возможности и повлияла на приведение к стабилизации этого региона".

В последние месяцы премьер Дональд Туск вошел в роль избавителя Европы от энергетической зависимости и инициатора политики "энергетической солидарности". Краеугольной идеей этой политики стало его довольно наивное предложение "совместных закупок" российского газа - сводилось оно к тому, чтобы все страны-члены Евросоюза совместно вели переговоры с российской стороной и покупали газ по единой цене.

В проекте новой энергетической стратегии, которую в среду представила Европейская комиссия, как раз этого предложения Туска нет. Остались зато другие идеи: например, увеличение расходов на строительство новых газопроводов и складских емкостей, более широкое использование странами-членами собственных энергоресурсов, в том числе угля и сланцевого газа, а также увеличение импорта газа с новых направлений, также из США.

Варвары на похоронах

В воскресенье, 25 мая, скончался генерал Войцех Ярузельский, автор военного положения, введенного в Польше 13 декабря 1981 года, последний президент социалистической Польской Народной Республики и первый президент нынешней Третьей Польской Республики.

Среди поляков его роль в истории страны, как и каждого крупного деятеля, оценивается неоднозначно - это вполне понятно. Но трудно понять компрометирующую войну некоторых его противников с умершим, которая началась сразу же после его смерти. Были голоса возмущения тем, что похороны проходили с полным военным церемониалом, а урна с прахом генерала была захоронена на самом почетном кладбище Варшавы, среди его соратников по оружию времен Второй мировой войны. В богослужении принял участие президент Бронислав Коморовский и бывшие президенты Александр Квасьневский и Лех Валенса.

Как может выглядеть почитание умершего в столь верующей стране, как Польша, показали многочисленные субъекты, считающие себя "настоящими патриотами и христианами-католиками". И во время траурного шествия, и даже во время захоронения урны серьезность церемонии нарушали они оглушительным свистом и криками "Вон в Москву!", "Предатель!", "Позор польской армии!".

Александр Квасьневский вынужден был даже в прощальной речи отнестись к этому варварству: "Судьба Тебя не берегла: потерянный родной дом, Сибирь и каторжная работа, фронт, кровь и слезы; политическая ответственность и риск поражения, неблагодарность, агрессия, судебные процессы, болезни и терпение. Даже сегодня эти крики, вырывающиеся из сердец, в которых нет милосердия, а лишь бог на устах".

Александр Шторм специально для ИА REGNUM из Варшавы