Разного рода проекты интеграции на евразийском пространстве существуют столько, сколько существует СНГ. С момента распада СССР выдвигались разного рода интеграционные инициативы, но в течение долгого времени они не были подкреплены ни политической волей, ни серьезными концепциями и оставались лишь на уровне проектов.

Однако еще во второй половине 90-х годов определилась группа из трех государств (Россия, Белоруссия, Казахстан), которые в отличие от других стран постсоветской Евразии были ориентированы на развитие интеграционных процессов, но обладали разными видениями подходов к интеграции.

Сам термин "Евразийский союз" был предложен президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в 1994 году. С тех пор он эту идею неоднократно озвучивал. Наконец, в 2000-х годах были сделаны реальные шаги к интеграции. Здесь можно вспомнить прежде всего создание ЕврАзЭс и зоны свободной торговли; состав этих организаций был неодинаков, но ядро неизменно составляли три упомянутых выше государства.

Переломным моментом стоит, по всей видимости, считать 2007 год, когда был создан Таможенный союз. Стало возможно говорить о полноценной интеграции, поскольку начали создаваться надгосударственные органы, которым были делегированы определенные полномочия: прежде всего - Комиссия Таможенного союза, которая затем была преобразована в Евразийскую экономическую комиссию. Начало её работы было индикатором того, что интеграция стала реальным осязаемым процессом.

Таможенный союз развивался по согласованному плану, несмотря на то, что изначально Россия, Белоруссия и Казахстан преследовали во многом разные интересы. Для России это был во многом политический проект, поскольку она претендует на роль одного из центров силы (по крайней мере в Евразии). Экономические интересы у России тоже присутствовали, но в некоторых случаях они отходили на второй план. Что касается Белоруссии и Казахстана, то их основным интересом всегда был доступ на российский рынок. Для Белоруссии одним из стимулов был и доступ к российским энергетическим ресурсам, возможность их получения по льготным ценам. Плюс Белоруссия несколько раз ставила вопрос о создании полноценного энергетического союза. На последнем саммите ТС было принято решение отложить этот вопрос до середины следующего десятилетия. К тому же Белоруссия экспортирует продукты переработки российской нефти, которые осуществляют её НПЗ, получая за счёт этого значительные доходы.

На предыдущем саммите Таможенного союза в Минске ключевые разногласия, касающиеся Евразийского союза, удалось снять, и сегодняшнее подписание итоговой договоренности стало скорее техническим вопросом.

Важно подчеркнуть, что несмотря на имеющие разногласия, все этапы развития ТС были соблюдены. Все многочисленные договоренности, которые конкретизировали базовые соглашения о ТС, были подписаны и ратифицированы. Это позволило уже и выйти на новый уровень интеграции, и поставить вопрос о создании Евразийского экономического союза. Эта идея была сформулирована еще в 2011 году в программной статье В. Путина, который тогда занимал пост главы правительства. Позже свое видение Евразийского экономического союза обнародовали президенты Белоруссии и Казахстана. В ноябре 2011 года была подписана декларация о Евразийской экономической интеграции, где была сформулирована концепция будущего Евразийского союза.

Кроме того, были приняты решения о создании Евразийской экономической комиссии, которая на переходный период стала высшим органом ТС. Сегодня же она превращается в ключевой орган Евразийского союза. Учитывая в целом позитивный опыт развития Таможенного союза, а также то, что процесс подготовки к подписанию документов 29 мая 2014 г. успешного завершился, есть все основания для сдержанного оптимизма и можно полагать, что Евразийский экономический союз реализует свой потенциал.

Перед этим образованием, конечно, стоит целый ряд вопросов. И один из них - возможное расширение его участников. Здесь можно отметить следующее: с первой половины 2000-х годов Россия неоднократно предпринимала попытки вовлечь Украину в процесс евразийской интеграции. И накануне оранжевой революции предварительные договоренности по этому поводу были достигнуты, однако победа Виктора Ющенко поставила крест на этих инициативах. Тем не менее, намерения у России сохранялись до прошлого года. Однако в связи с драматическими событиями на Украине последних месяцев, вопрос об участии Украины в евразийской интеграции в сколько-нибудь обозримом будущем снят с повестки дня. Таким образом, одной из точек неопределенности стало меньше.

Сегодня речь не идёт о присоединении каких-либо крупных государств к ЕАЭС. Прежде всего, на повестке дня стоит вопрос о будущем участии в этой организации Армении и Киргизии. Кроме того, Таджикистан, как известно, неоднократно высказывал желание присоединиться к Евразийскому союзу. Однако, учитывая, что Таджикистан по ключевым показателям отстает от других государств союза, во многих отношениях это государство проблемное, со своеобразным политическим режимом, вряд ли он станет полноправным участником союза в близком будущем. Тем не менее, мы видим, что лидеры "тройки" не отказывают Таджикистану в перспективе присоединения к союзу, однако стараются отложить этот вопрос на неопределенное будущее и стремятся ограничиться отдельными договоренностями, сближающими страну-претендента с тройкой государств, но не позволяющими Таджикистану рассчитывать на полноценное членство.

Что касается Армении и Киргизии, то здесь позиция России в том, что эти государства после изменения законодательства в соответствии с нормами Таможенного союза и создаваемого Евразийского союза могут претендовать на членство. И, видимо, эта перспектива будет реализована в ближайшем будущем.

Что касается дальнейшего расширения, то здесь высказывались разные идеи, особенно со стороны представителей политической элиты Казахстана, вплоть до вовлечения Турции. Но мне кажется, что расширение Евразийского союза за счет каких-то государств, кроме Армении и Киргизии, в обозримой перспективе маловероятно.

Россия - это единственное крупное государство в Союзе. На устойчивость интеграционной группировки наличие такого единственного центра, окруженного странами, экономические потенциалы которых несопоставимы с масштабом и потенциалом лидера, как показывает мировой опыт, оказывается не самое лучшее влияние.

Но, тем не менее, важно сейчас сохранить уже имеющиеся достижения и необдуманными шагами не разрушить основу евразийской интеграции, которую удалось обеспечить за последние семь лет. Вполне разумно Евразийскому союзу, состоящему сначала из трех государств, а потом из пяти, поработать в таком составе, наладить механизмы и в следующем десятилетии на повестку дня ставить вопрос о дальнейшем его расширении.

Сергей Беспалов, доцент кафедры гуманитарных дисциплин РАНХиГС, член Научного и Экспертного советов Российской ассоциации политической науки; член Российской ассоциации международных исследований, кандидат исторических наук, доцент.