Сейм Латвии планирует принять закон о неплатежеспособности, согласно которому должники банков смогут освободиться от обязательств, отдав кредиторам ключи от свеого жилья. Соотвествующий закон планируется принять в июне, сообщает программа "Домская площадь" на "Латвийском Радио-4".

Новый закон о неплатежеспособности вводит понятие "сложенных ключей". То есть клиент банка в случае возникновения проблем с оплатой ипотеки может вернуть кредитному учреждению заложенную недвижимость. Проще говоря - отдать банку ключи от квартиры и после этого быть свободным от долговых обязательств. "Используя принцип "оставленных ключей", человек не обязан проходить процедуру неплатежеспособности. Он распространяется только на ипотечные кредиты, взятые в банковских учреждениях", - поясняет депутат, член юридической комиссии Сейма Андрей Элксниньш ("Центр согласия").

Сейчас, если у клиента возникают проблемы с оплатой недвижимости, банк продает заложенное жилье с аукциона, а разницу между первоначальной стоимостью и аукционной погашает должник. По мнению Элксниньша, это несправедливо - и должна быть ответственность всех сторон за последствия кризиса. До сих пор практика "оставленных ключей" была принята во многих странах мира, но не в Латвии. Банки стараются отмежеваться от принципа разделения риска с клиентом. Латвийская ассоциация коммерческих банков возражает против упрощения процедуры банкротства частных лиц и введения принципа "сложенных ключей". Там объясняют, что в противном случае кредиты станут недоступными даже для жителей со стабильными доходами.

"Если законопроект будет принят в том виде, в каком он существует сейчас, это означает, что он возымеет обратное действие. Ведь при выдаче каждого кредита банк будет учитывать такую возможность в будущем. И если сейчас первый взнос, который должен сделать человек, составляет около 20% от суммы, то с принципом "ключи на стол" можно говорить как минимум о 40%", - заявила представитель Ассоциации коммерческих банков Байба Мелнаце. В случае введения принципа "сложенных ключей", по мнению банковских экспертов, может пострадать и рынок недвижимости: кредиты получить будет сложнее, количество сделок с недвижимостью уменьшится. "Средняя квартира для молодой семьи стоит 50-60 тысяч евро. Если сейчас скопить 10 000 евро на первый взнос представляется для многих сложностью, то его увеличение до 25 000 сведёт возможность получения кредита к нулю", - заявил председатель правления компании Аrco Real Estate Айгарс Шмитс.

В свою очередь депутат Андрей Элксниньш опасается, что если Сейм не примет закон в ближайшее время, то документ может быть по наследству передан следующему парламенту. В итоге, долгожданную для многих латвийцев упрощенную процедуру банкротства частных лиц, а также принцип "сложенных ключей" могут не ввести, а хорошая реформа будет похоронена на полках кабинетов Сейма. Как отмечает депутат, в парламенте присутствует достаточно много банковских лоббистов.

Напомним, что ранее латгальский риэлтор Михаил Лавренов в беседе с ИА REGNUM сообщил: "В США, после того, как банк забрал у тебя квартиру или дом, ты остаешься чист перед банком и законом, как банный лист. У нас же - ты остаешься по-прежнему должен. Долг продолжает висеть на тебе и накручиваться. Таковы особенности нашего законодательства. Некоторые жители Латвии, попавшие в долговое рабство, пытаются вылезти из данной ловушки следующим образом: они намеренно прекращают выплаты и банк забирает квартиру. Большего банк сделать не может - ведь долговых тюрем у нас пока нет, а если ты не зарегистрирован на официальной работе и трудишься без официального устройства или за границей, то и взять с тебя нечего. Затем эти люди приобретают жилье, зачастую равноценное утраченному ими - но уже по нынешним низким ценам. Потом они регистрируют его на кого-то из родственников и относительно спокойно в нем живут".