"Я полностью согласен с Лукашенко в том, что в Белоруссии отсутствует национальная идея", - заявил 21 мая корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Николай Радов, комментируя очередное заявление Александра Лукашенко на тему государственной идеологии постсоветской республики.

Напомним, Александр Лукашенко 20 мая в эксклюзивном интервью ведущей популярно-развлекательных программ российского телеканала "Дождь" Ксении Собчак заявил: "Нет белорусской национальной идеи". Руководитель постсоветской республики сообщил, что примерно 10 лет назад он поставил задачу сформулировать национальную идею исходя из того, что "мы нация, а какая же у нас национальная идея?" и у него лично "книжек десять лежит", посвящённых данной проблеме, но всё предложенное ему не понравилось. Среди предложений местных теоретиков он отметил идею патриотизма, констатировав: "Но это не ново. Но идея национальная должна чем-то отличаться от идеи другой страны".

Оценивая причины такого положения дел, Радов констатировал: "За последние десятилетия те, кто должен был заниматься поиском национальной идеи белорусов, не сделали ничего. Причина проста - этим занимаются совершенно некомпетентные люди, которые при СССР были "главными коммунистами", а теперь позиционируют себя "идеологами". Понимания, знаний и желания у них абсолютно нет. Чего только стоят предложения положить в основу идеологии понятие "динамичной стабильности". Что это такое - никто не знает".

По мнению белорусского эксперта, несостоятельностью "госидеологов" круг проблем не заканчивается. "У жителей Белоруссии так и не сформировалось даже понимания того, что они белорусы. В лучшем случае они себя идентифицируют "местными" - т.е. на основе того, что родились здесь. Поэтому белорус в Белоруссии - белорус, в Африке - негр, в Австралии - кенгуру. Так проще жить и выживать. Это главная стратегия местного населения".

"Нельзя забывать о знаменитой "тутейшести" сознания белорусов, которое напоминает круги на воде - чем дальше от центра, тем они менее заметны, - считает Радов. - Белоруса интересует его дом, двор, район, город, может быть еще и область, но уж никак не сама страна. Поэтому создать национальную идею практически невозможно, так как нет даже фундамента, на который можно было бы хоть что-то положить. Отсюда и отсутствие государственной идеологии. Сегодня в Белоруссии имеется в наличии всего лишь пропаганда идей высших госчиновников, но никак не национальная идеология. Да и не нужна она, похоже, ни белорусскому обществу, которое заботится лишь о своем ежедневном существовании, ни государству, которое полностью уверено в инертности белорусов и их неспособности на активные действия".

Как сообщало ИА REGNUM, в вузах Белоруссии преподаётся предмет "Основы идеологии белорусского государства", в котором утверждается, что национальная идея в постсоветской республике имеется и чётко сформулирована. Сам Лукашенко одно время утверждал, что национальная идея найдена, но позже стал отрицать наличие такой идеи. Помощник президента Белоруссии по госидеологии Всеволод Янчевский также не внёс ясности в вопрос, а многочисленные НИИ и "рабочие группы" по-разному оценивают успех поиска национальной идеи.

Напомним, 17 октября 2013 года, выступая перед студентами Могилёвского госуниверситета, Лукашенко предложил им сформулировать национальную идею, констатировав, что эта работа еще не выполнена. На этой встрече со студентами Лукашенко озвучил определение предмета студенческих изысканий: "Наша национальная идея - это мир, согласие, взаимовыручка в нашей большой общей семье, имя которой - белорусский народ. Это привычка жить своим трудом на своей земле. Это добросердечие ко всем, кто живет рядом с нами и кто приходит к нам с миром". Позже, 9 января Лукашенко на церемонии вручения президентских премий за "За духовное возрождение" заявил, что белорусы лишены объединяющей их всех национальной идеи.

По мнению экспертов, поиск "белорусской идеи" осуществляется госпропагандистами постсоветской республики в процессе "мягкой белорусизации", предполагающей противопоставление всему русскому и формирование образа врага в лице России. Такие установки, отмечают эксперты, являются типичными для лимитрофных образований, образованных на обломках великих держав, коими в своё время являлись Российская империя и СССР.