Количество учеников школ в Латвии продолжает падать, что ставит под вопрос необходимость нынешнего количества учителей. Пока, однако, планов по сокращению учителей у правительства нет. Вместо этого государство предлагает учителям программу по переквалификации, а также разрабатывает принципы новой системы оплаты труда педагогов. Об этом рассказала в интервью "Латвийскому Радио-4" заместитель госсекретаря, директор департамента образования министерства образования и науки Эвия Папуле.

Как отметила Папуле в эфире программы "Действующие лица", сегодня учителям предлагается получить вторую квалификацию за счет государства, что позволит им как преподавать другие предметы параллельно, так и вовсе сменить профессию. Определяющая же роль в ситуации с учителями сегодня остается за самоуправлениям и директорами школ.

"Вопрос в том, какие школы оставят самоуправления и как они видят развитие школьной сети в своем городе. Вопрос педагогов также станет важным для директоров школ, в которых сокращается число учеников - либо держать всех учителей на небольшой ставке, либо сократить число учителей и нагрузить их большей работой за более высокую зарплату", - сказала представитель Минобрнауки.

Государство со своей стороны должно следить за тем, чтобы учителя не остались без работы, добавила Папуле. "С точки зрения государства было бы не умно оставить стольких людей с высшим образованием без работы", - отметила чиновница. В Латвии ежегодно вузы выпускают около 800 дипломированных учителей. Из них работу в школах находят чуть более сотни, то есть 7% выпускников. Напомним, с сентября этого года ставка педагогов в Латвии составит 420 евро за 21 урок. Сегодня эта сумма равна 398 евро. "Количество детей сокращается, отрицательные демографические тенденции прямо влияют на наполнение школ. Мы думаем над решением проблемы с маленькими школами, но количество детей не может быть единственным критерием, по которым насчитывается зарплата учителей. Несмотря на то, что рост зарплаты педагогов в этом году относительно невелик, учителя - единственная часть общества, получившая надбавку", - сказала Папуле.

Папуле также рассказала, что у правительства пока нет четких планов по поводу изменения процентного соотношения русского и латышского языков в школах. "Есть некоторые предложения и планы исследований, но в целом мы видим положительные тенденции в нынешней системе образования нацменьшинств. Эти тенденции мы хотим сохранить", - заключила представитель МОН.

Напомним, что сами учителя, однако, по-прежнему недовольны предложениями правительства. 12 мая они устроили масштабную акцию протеста.