Грузинские неправительственные организации вступились за телекомпанию "Рустави-2" и заявили, что за добычу и распространение тайных записей на эту телекомпанию возлагать ответственность недопустимо, так как телекомпанию "Рустави-2" в данном случае защищает закон "О свободе слова и выражения".

Более того, авторы заявления к сведению прокуратуры и представителей правительства Грузии приводят и те положения закона, которые защищают телекомпанию как средство массовой информации от уголовной ответственности.

"Лицо освобождается от ответственности, если разглашение тайны было нацелено на защиту законных интересов общества и защищенное благо превышает нанесенный ущерб" и "По мотиву неприкосновенности частной жизни и защиты персональных данных нельзя ограничивать свободу выражения в отношении тех явлений, здание которых необходимо для человека в демократическом государстве для осуществления общественного управления".

Авторы заявления считают, что действия "Рустави-2" также соответствуют положениям "Кодекса поведения вещателей" и не попадают под ответственность по Уголовно-процессуальному кодексу, который устанавливает для СМИ высокие стандарты свободы. Исходя из этой своей уверенности в невиновности "Рустави-2" и в том, что эта телекомпания никаких законов не нарушила, грузинские НПО заявляют, что если в ближайшие дни "прокуратура все же начнет следственные действия в отношении этой телекомпании, то это создаст возмутительный прецедент ограничения свободы СМИ и породит обоснованные подозрения, что действия главной прокуратуры мотивированы тем обстоятельством, что содержание добытых "Рустави-2" записей неприятно правительству и имеет место попытка сокрытия преступления".

НПО настаивают, что целью государства в данном случае должно быть установление того, кто и в рамках каких полномочий осуществлял записи тех лиц, которые фигурируют в обнародованных "Рустави-2" записях. Авторы заявления - три неправительственные организации: "Международная прозрачность - Грузия", "Международное общество справедливых выборов и демократии" и "Агентство гражданского развития".

Речь идет о тех записях, которые "Рустави-2" начала распространять с 6 мая. Вначале были показаны записи разговоров гендиректора телекомпании Ники Гварамия и его заместителя Нино Шубладзе, и Гварамия однозначно обвинил правительство в том, что оно прослушивает его телекомпанию. Спустя несколько дней прокуратура обнародовала предварительные результаты расследования, согласно которым прослушивающая аппаратура была установлена в офисе этой телекомпании еще в декабре 2012 года, когда президентом был Михаил Саакашвили, и сделали это, по информации следствия, сотрудники подчинявшейся Саакашвили в тот период спецслужбы государственной охраны. Прокуратура опубликовала и снятые с видеокамер в телекомпании записи, которые показывали, как входили сотрудники этой службы в офис телекомпании с кейсами, как поднимали в кабинеты руководства лестницу.

После этого заявления прокуратуры Николоз Гварамия пригрозился устроить правительству Грузии ад и обнародовать новые записи, и вскоре телекомпания выпустила в эфир новую порцию "компроматов" - записей телефонных разговоров представителей нынешней и бывшей властей. В записях фигурируют министр обороны Ираклий Аласания, председатель парламента Давид Усупашвили, лидер большинства Давид Саганелидзе, а их собеседниками выступают бывший секретарь Совбеза Гига Бокерия и бывший мэр Тбилиси Гиги Угулава. Усупашвили, Саганелидзе и другие представители нынешнего правительства не опровергли эти факты, но подчеркнули, что нынешнее правительство никакого отношения к прослушиванию и записи этих разговоров не имеет. А так как все они были сделаны до президентских выборов 2013 года, в основном летом, правящая коалиция высказала предположение, что прослушивать и записывать эти беседы могли сотрудники подчинявшейся Саакашвили в тот период спецслужбы госохраны. Прокуратура и правительство Грузии также сообщили, что их предшественники из секретных расходов в 2010-2011 годах закупили для департамента конституционной безопасности МВД портативную аппаратуру для тайной записи и слежки за гражданами, которая после парламентских выборов 2012 года и смены власти пропала.

Представители правительства также заявляют, что в данном случае, по их оценке, за тайными записями стоит "Единое национальное движение", которое все предыдущие 9 лет управляло страной именно такими методами и сейчас пытается шантажировать правительство через телекомпанию. Они подчеркивают, что в данном случае речь идет о нарушении закона, предусмотренном уголовным законодательством, и по этому законодательству распространитель тайных записей от ответственности не освобождается.

Несмотря на эти заявления представителей прокуратуры и правительства, вступившиеся за "Рустави-2" НПО считают, что проведение против средства массовой информации любых карательных действий из-за обнародования этих записей недопустимо, так как телекомпания имела на это "полное право в рамках собственной профессиональной деятельности".