Чем живет Польша: забытый День Победы и работа до смерти
Москва, 10 мая, 2014, 17:55 — ИА Регнум. В течение последних более двадцати лет официальная Варшава при активной поддержке "политкорректных" средств массовой информации последовательно стремится к искоренению Дня Победы из общественного сознания поляков.
День Победы - не для Польши
Неудивительно, что в сегодняшней Польше и в реальном окружении, и в информационном пространстве День Победы практически незаметен. Сознательно проводимый процесс "забвения" этой страницы истории, связанной с победой над фашистской Германией, главную роль в которой сыграл Советский Союз, привел к - казалось бы - невероятным парадоксам. Многие представители молодого поколения Польши, которая в последней мировой войне понесла рекордно высокие человеческие потери по отношению к числу ее тогдашнего населения и которая рекордно долго находилась под зверской гитлеровской оккупацией, не знают, например, что польские флаги висели над побежденным Берлином вместе с флагами СССР.
Политики всех мастей, независимо от симпатий и антипатий к России, когда оказывались у власти, последовательно игнорировали эту дату. Этот процесс "забвения" начался в начале 90-х годов, когда, стараясь подчеркнуть свою "прозападность" и отход от традиций "восточного соседа", польские власти перенесли празднование Дня Победы с "восточного" 9 мая на "западное" 8 мая. Но сегодня исторический парадокс таков: Польша не празднует Победы ни по-западному восьмого, ни по-восточному девятого мая.
В этом году 8 мая в главный выпуск новостей общественного телевидения "прорвалась" информация о праздновании Дня Победы во Франции, но причина этого "прорыва" была очень характерна. Польскому корреспонденту удалось задать вопрос президенту Франции
В свою очередь 9 мая польские СМИ преподносят сообщения о годовщине победы над фашизмом в таком духе: Россия празднует свой День Победы. В этом году они особо подчеркивали, что после парада в Москве российский президент отправился на торжества в "захваченном" Крыму.
Видение истории, в котором в Польше нет места для Дня Победы, на этой неделе повторил, в частности, Иоахим Брудзиньский, близкий соратник лидера главной оппозиционной партии "Право и справедливость"
Война с памятником
Такое видение истории имеет свои практические последствия. Неделю тому назад, в ночь с субботы на воскресенье, в городке Пененжно неподалеку от Калининградской области, был осквернен памятник генералу
Власти городка приняли постановление о ликвидации памятника генералу, но во время консультаций на межгосударственном уровне (что предусмотрено соответствующим договором) российская сторона не выразила на это своего согласия. Мэр городка предупреждает: "Если этот вопрос не будет решен, жители сами наведут порядок: например, вышлют этот обелиск в Москву".
Хуже, когда представитель руководства польского Института национальной памяти (учреждения, финансируемого из госбюджета и призванного, в частности, пропагандировать интерес к истории) Адам Сивек, аргументируя ликвидацию памятника и сравнивая двух "оккупантов", на страницах печати задает вопрос: "А может быть мы должны поставить памятник генералу фон Фритшу, который погиб на подходе к Варшаве в 1939 году?".
Де-факто война
С одной стороны польские политические круги активно "забывают" итоги
После трагедии в Одессе премьер-министр
- Есть ли еще место для дипломатических инициатив? Мы все более теряем надежду, потому что когда число жертв исчисляется десятками, когда в ход идет оружие, когда сбивают вертолеты, когда стреляют ракетами, и все это делают так называемые "сепаратисты", то все мы видим, что имеем дело с вооруженной конфронтацией, организованной не демонстрантами, а государством, в данном случае Россией - продолжал польский премьер.
- Если нет места для дипломатических действий, то совершенно ясно, что самое важное - это политическая мобилизация
"Россия выиграть не может"
С подобным острым заявлением выступил в четверг, 8 мая, в Сейме министр иностранных дел
- То, что происходило в Крыму, было войной, хотя странной. Мало было выстрелов и взрывов (их практически не было - ред.), а российские солдаты не носили знаков отличия на мундирах. Однако господствовала атмосфера страха и принуждения - отметил Сикорский.
- России, которая ведет себя так, как на Украине, мы ответим соответствующим образом вместе со всем Западом - подчеркнул министр.
Конечно, польские правительственные круги не хотят вслушиваться в голоса экспертов, которые часто очень реально оценивают возможности дипломатии страны.
- То, что может сделать Польша, ограничивается скорее нашей слабой позицией в Евросоюзе. Мы не являемся значимым игроком, кроме того, даже в самой Польше нет общего мнения по поводу того, как рассматривать события на Украине. Появляются голоса, что помощь Украине не отвечает интересам Польши, или - что удивительно - голоса понимания действий российской стороны - отмечает Анджей Гиль из Института Центральной и Восточной Европы в Люблине.
На этой неделе министр иностранных дел Радослав Сикорский объявил также о решении вручить Награду Солидарности
- Трудно найти лучшего кандидата. Биографии борца за демократию, борца против советского тоталитаризма этого почти легендарного лидера крымских татар и советского диссидента хватило бы на несколько человек - восхищались некоторые польские журналисты.
"Враг будет разгромлен"
С большими почестями на этой неделе в Варшаве был принят генеральный секретарь НАТО
После встречи с гостем польский президент сказал, что он хотел бы увеличения военных расходов до уровня 2% ВВП (сейчас 1,95%). - Тогда мы могли бы быть не только хорошим примером для других, но также мы могли бы рассчитывать на реальный рост наших вооруженных сил, что необходимо в настоящей ситуации - подчеркнул президент.
В свою очередь Расмуссен пытался успокоить польских политиков в том, что Польше как члену НАТО никакая опасность извне не грозит: "Если кто-нибудь попытается проверить солидарность союзников, он будет разгромлен".
Несмотря на такие заверения, польские власти стремятся к размещению на территории страны двух бригад НАТО. Причем, как отметил польский премьер после встречи с гостем, Польша готова нести расходы, связанные с ростом военного присутствия НАТО в стране.
Работа до смерти
При всех важных международных и внутриполитических делах для каждого поляка на этой неделе, несомненно, самым важным было решение
Для мужчин этот возраст возрос с 65 до 67 лет, а особенно болезненно закон ударил по женщинам: для них пенсионный возраст был повышен на 7 лет - с 60 до 67 лет. Тогда не помогли массовые демонстрации и протесты, правительство не согласилось провести референдум по этому вопросу. Конституционный суд был последней надеждой на отмену закона. Жалобы внесли два главных профсоюза и ведущая оппозиционная партия "Право и справедливость".
Однако для поляков решение Конституционного суда оказалось неутешительным: он подтвердил, что закон о повышении пенсионного возраста не противоречит Конституции... - Это решение под заказ. Правительство крайне жестоко ввело этот закон, а если уж ввело, то Конституционный суд его утвердил - прокомментировала это решение профессор Юзефа Хрынкевич, которая представляла перед судом позицию "Права и справедливости".
- Законодательный приказ, чтобы люди в Польше работали до смерти - это скандал. Место этого закона в мусорном ящике - повторяли оппозиционные политики и профсоюзные лидеры, а "Право и справедливость" подтвердило, что как только придет к власти, вернет "старый" пенсионный возраст.
Александр Шторм специально для ИА REGNUM из Варшавы