Ереван: Положения в заявлениях стран-сопредседателей МГ ОБСЕ могут стать основой для решения проблемы Карабаха

Москва, 10 мая 2014, 09:30 — REGNUM  Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян прокомментировал 10 мая выступление американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика в Фонде Карнеги, который представил официальную позицию США по карабахскому урегулированию. ИА REGNUM приводит полный текст заявления Налбандяна, опубликованного на сайте армянского внешнеполитического ведомства.

"В выступлении американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ в Фонде Карнеги подчеркивается, что "Соединенные Штаты и Россия совместно с Францией имеют общее обязательство по части обеспечения мира и безопасности Нагорного Карабаха" и продолжат совместные усилия в рамках Минской группы, будучи объединенными вокруг цели достичь мирного урегулирования конфликта.

Армения, в отличие от Азербайджана, неоднократно высоко оценивала и придавала важность последовательным усилиям руководителей стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ - США, России и Франции - по содействию сторонам конфликта с целью достижения исключительно мирного урегулирования проблемы. Американский дипломат прав в том, что несколько раз стороны почти приходили к соглашению и приводит последний пример - Казанский саммит 2011 года.

Известно, что из-за попыток получения односторонних преимуществ со стороны Баку, а также того, что азербайджанская сторона каждый раз делала шаг назад, не представилось возможным достичь успеха на саммитах в Казани в июне 2011 года, в Сочи в марте 2010 года, в Астрахани в октябре 2010 года, в Санкт-Петербурге в июне 2010 года, несмотря на то, что стороны были близки к достижению договоренностей. Напомню, что Баку отступал от достигнутых договоренностей и ранее, например десять лет до Казани - в 2001 году.

Американский посол справедливо считает неприемлемыми продолжающиеся вдоль линии соприкосновения снайперские обстрелы и человеческие жертвы, справедливо отмечая, что наблюдатели ОБСЕ так и не получили соответствующие полномочия и ресурсы для выявления виновных, что им так и не удалось снизить число нарушений режима прекращения огня, доходящих до нескольких тысяч ежегодно. Мы, как и страны-сопредседатели, многократно призывали к соблюдению достигнутого в мае 1994 года соглашения о прекращении огня. Азербайджан, в отличие от Армении, отвергал и продолжает отвергать многочисленные предложения стран-сопредседателей по укреплению режима прекращения огня, отвода снайперов от линии соприкосновения, создания механизма расследований инцидентов и случаев нарушения режима прекращения огня.

Азербайджан не только отвергает эти предложения, но и последовательно грубым образом нарушает режим прекращения огня и совершает провокации, не соблюдает принятые им же обязательства не только в соответствии с условиями договоренности о прекращении огня от 12 мая 1994 года, достигнутой между Азербайджаном, Карабахом и Арменией, но и соглашения по укреплению режима прекращения огня, достигнутого в том же трехстороннем формате 4 февраля 1995 года, в соответствии с которым Азербайджан обязался воздерживаться от заявлений, способствующих обострению ситуации и незамедлительно оповещать армянские стороны и посредников о нарушениях, а не надуманными обвинениями и далее разжигать антиармянскую пропаганду. Вот уже десятки лет Баку нарушает эти обязательства.

Через два дня исполнится 20 лет со дня установления прекращения огня, и надеюсь, что сопредседатели воспользуются этим важнейшим поводом для того, чтобы выступить со специальным заявлением, содержащим твердое послание. Важно исключить применение силы, тем самым создав более благоприятные условия для успеха переговорного процесса.

Однозначно согласны с тем, что народы надо готовить к миру, а не к войне. К сожалению, сегодня руководство Азербайджана делает обратное. Несмотря на призывы международного сообщества воздержаться от провокационной риторики и действий, Азербайджан продолжает свои воинственные заявления, героизацию убийц и преследования тех, кто призывает к миру, продолжает пропаганду ксенофобии, нетерпимости и вражды, что приводит к обострению ситуации в регионе.

Элементы разрешения конфликта, приведенные Джеймсом Уорликом, в целом, отражают предложения стран-сопредседателей. Мы, как и сопредседатели, продолжаем быть уверенными, что положения, закрепленные в совместных заявлениях руководителей стран-сопредседателей, сделанных за последние годы в л'Аквиле, Мускоке, Довиле, Лос-Кабосе и Эннискиллене, могут стать основой для мирного и долгосрочного урегулирования проблемы.

Американский дипломат отмечает, что любое соглашение о долгосрочном мире, чтобы быть успешным, должно учитывать позиции всех сторон. Мы многократно подчеркивали, что без полноправного участия Нагорного Карабаха в переговорном процессе невозможно достичь урегулирования проблемы. Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ прав в том, что любая попытка отдать предпочтение одним элементам над другими сделают невозможным сбалансированное решение проблемы. Мы разделяем неоднократно озвученное мнение сопредседателей, что эти положения должны рассматриваться, как одно целое, и попытки придать одному из них преимущество над другими, сделают невозможным урегулирование конфликта.

В отличие от Азербайджана, который, по поводу и без, ссылается лишь на один из принципов международного права, Армения, в ответ на призывы руководителей стран сопредседателей, многократно высказывалась и вновь подтверждает приверженность принципам международного права, в частности неприменения силы или угрозы силой, равноправия и права народов на самоопределение, и территориальную целостность.

Армения, совместно с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, продолжит прилагать последовательные усилия по исключительно мирному урегулированию азербайджано-карабахского конфликта".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.