В понедельник вечером после завершения Дня памяти жертв войны и терактов началась праздничная церемония в честь наступления самого шумного и грандиозного национального праздника - годовщины дня основания государства Израиль, пишет Arutz Sheva. Церемония традиционно проходит на горе, названной в честь известного израильского политического деятеля - Теодора Герцля.

В этом году государству Израиль исполняется 66 лет, и на горе Герцля зажгли 12 свечей, символизирующих 12 колен Израилевых. Свечи зажгли 14 израильских женщин, среди которых политические, военные и общественные деятели, предприниматели, учёные, художницы и спортсменки. Свечи зажигали именно женщины, так как данная церемония стала ещё и знаком признания уникального вклада женщин в израильском обществе. (mignews.com)

Глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас встретился в Катаре с председателем политбюро террористической организации ХАМАС Халидом Машалем. В ходе встречи обсуждался договор о национальном примирении между ФАТХ и ХАМАС, в рамках которого будет создано правительство национального единства.

Пресс-служба ХАМАС распространила заявление, в котором говорится, что встреча была конструктивной, несмотря на то, что в руководстве ХАМАС возмущены деятельностью службы безопасности ФАТХ на Западном берегу, которая продолжает задержания активистов ХАМАС. Как сообщили накануне палестинские СМИ, в Дохе будет праздноваться свадьба внука Аббаса, и глава ПНА пригласил лидера ХАМАСа на торжество в качестве почетного гостя. При этом Аббас намеревался воспользоваться случаем для того, чтобы обсудить с Машалем актуальные вопросы национального примирения.

Аббас не встречался с Машалем с февраля 2012 года. 9 января прошлого года планировалась их встреча при посредничестве Мухаммада Мурси. Но, в итоге, Мурси встречался с лидерами ХАМАСа и ФАТХа по отдельности. Отметим, что в первой половине дня 5 мая Халид Машаль встретился со спецпредставителем президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, заместителем министра иностранных дел России Михаилом Богдановым. Эта встреча проходила в посольстве России в Дохе.

Напомним, что Россия не признает ХАМАС террористической организацией, несмотря на то, что среди жертв терактов, совершенных боевиками этой группировки, были и российские граждане. Руководство России летом 2012 года проигнорировало "Запрос о задержании лидеров ХАМАСа и расследовании их преступлений против граждан России в Израиле".

Редакция NEWSru.co.il неоднократно обращалась в МИД РФ и Госдуму России с просьбой разъяснить позицию властей РФ по данному вопросу. Ответ получен не был. Москва продолжает поддерживать регулярные контакты с руководством ХАМАС на уровне российского МИДа. Бывший президент РФ Дмитрий Медведев встречался с лидерами этой террористической организации. Нынешний президент РФ Владимир Путин воздерживается от публичных личных контактов с представителями ХАМАС. (newsru.co.il)

Портал 9tv.co.il опубликовал аналитическую статью Ильи Дубинского под заголовком "Помощь Евросоюза - "сапог оккупанта на шее палестинцев""

Как мы сообщали ранее, опубликованный в конце прошлого года специальный отчет 14/2013 Суда аудиторов Евросоюза был посвящен ревизии прямой финансовой помощи (DFS) Палестинской автономии, также известной как программа "Пегас" (Pegase).

Палестинская автономия входит в сферу Европейской политики соседства, или ENP, а финансирование по программе Пегас осуществляется в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства (ENPI). В сферу ENP помимо автономии входит ещё 13 стран, причём население Палестинской автономии составляет около полутора процентов от суммарного населения всех стран-бенефициаров инструмента ENPI, а денежные вливания в автономию доходят до 20% от общего бюджета инструмента.

С 2007 по 2012 год палестинцы освоили 2,9 млрд евро, что составляет примерно 483 млн. евро ежегодно или по 40 млн. евро ежемесячно. Из этой суммы почти 1,4 млрд. евро составляют платежи в рамках DFS, ещё 790 млн. евро - пожертвования в БАПОР (UNRWA, агентство, специализирующееся на палестинских беженцах), и 755 млн. евро - помощь по прочим каналам, таким, как вклады в инфраструктуру, продовольственную безопасность и т.д.

Теоретически, начиная с 2004 года, выделяемые средства должны были быть употреблены палестинцам на политические и экономические реформы. Практически же с реформами как-то не заладилось. Хотя средства, выделяемые Евросоюзом, конечно, доходят до бенефициаров - сотрудников администрации - в виде зарплаты, но число этих бенефициаров постоянно растёт. Кроме того, Палестинская автономия из этих денег регулярно платит заработную плату сотрудникам в секторе Газа, в том числе таким, которые не являются на рабочее место.

Из официального ответа Еврокомиссии на отчет Суда аудиторов следует, что решение платить зарплату неработающим чиновникам в секторе Газа является политическим и призвано удержать чиновников от сотрудничества с организацией ХАМАС, в настоящий момент контролирующей сектор. Нельзя не отметить, что своеобразная логика тут есть: если перестать платить сотруднику, который не ходит на работу, он переметнётся в стан ХАМАС и станет работать на них. А если он ходит на работу, то как же можно не платить ему его заслуженную зарплату?

В числе причин плачевного состояния финансов Палестинской автономии Еврокомиссары упоминают неоднократные задержки Израилем денежных переводов палестинских налогов и пошлин. Как известно, Израиль собирает для автономии таможенные платежи и сборы, а также налог на добавочную стоимость. Механизм взаиморасчетов НДС был описан в рамках Парижского меморандума от 29 апреля 1994 года, а совсем недавно, в 2012 году, к меморандуму было принято и подписано новое важное уточнение: с 1 января 2013 года выплата и взаимозачёт НДС будет осуществляться не на основе отчетов, а в зависимости от фактических объемов перевозимых товаров. То есть стороны, в лице министра Штайница и палестинского премьера Салама Файяда, договорились не приблизительно оценивать товарооборот (как обстояло дело последние 18 лет), а скрупулезно точно подсчитывать товары, в счет налогов за которые государство Израиль только в 2009 году перевело на счета Палестинской автономии 2,9 млрд. шекелей (примерно 70 млн. долларов в месяц), а в наши дни переводит уже около 120 млн. долларов ежемесячно. С 2006 года Израиль неоднократно замораживал денежные переводы, но затем возобновлял их. Платежи были заморожены с января 2006 по июль 2007 года (после победы ХАМАС на выборах), на несколько недель в середине 2008 года (по следам дипломатической активности палестинцев, направленной против Израиля), на две недели в мая 2011 года, на два месяца в ноябре 2011 года (по следам присоединения ПА к ЮНЕСКО) и на два месяца в декабре 2012 года (после вхождения ПА в ООН в качестве государства-наблюдателя). Периодически из замораживаемых средств делаются вычеты в счет огромного долга Палестинской автономии различным израильским компаниям, таким, как Израильская электрическая компания, но под дипломатическим давлением суммы вычетов и периоды заморозки денежных переводов, как правило, уменьшаются.

Объемы госдолга ПА (не считая долги израильским госкомпаниям за воду и электричество, которые палестинцы практически не платят) колебались с 2004 года между 22,6% и 28% процентами ВВП - таким образом, задержки переводов налогов и сборов не привели к существенному росту долгового бремени Палестинской автономии.

Отчет Европейского суда аудиторов не прошёл незамеченным. 3 апреля 2014 года Европарламент принял большинством в 81% голосов резолюцию, представленную Комиссией по бюджетному контролю. В резолюции Европарламент, в частности, выражает серьёзную озабоченность выявленными недостатками финансирования, в том числе слабыми местами в управлении государственными финансами Палестинской автономии, призывает Еврокомиссию немедленно приступить к решению этих вопросов, а также внедрить, наконец, принцип "больше за большее" в отношении Палестинской автономии.

Комментируя это решение для 9tv.co.il, посланник Израиля при ЕС, господин Давид Саранга, отметил: "В Европарламенте существуют десятки различных комиссий, от комиссии по делам туризма и вплоть до комиссий по бюджету, внешней политике и безопасности. [Европарламент] занимается сотнями вопросов, по большей части внутриевропейскими [вопросами], но и немалым количеством внешнеполитических вопросов. Вопросы попадают в повестку дня двумя способами: либо по инициативе члена парламента, либо благодаря резонансу в СМИ, после чего комиссии эти вопросы обсуждают. Европарламент - это орган, реагирующий на общественное мнение, средства массовой информации и на воздействие заинтересованных групп. В данном случае совпали интересы Комиссии по бюджетному контролю, Суда аудиторов, который посылал делегации и исследовал документы и не хотел бы, чтобы результатом его труда был всего лишь отчет, а также [главы Комиссии] господина Тойрера, который следит за бюджетом и желал бы это продемонстрировать." 9 апреля 2014 года глава Комиссии по бюджетному контролю Европарламента, господин Микаэль Тойрер, публикует статью в Вашингтон Пост, где недвусмысленно и довольно резко указывает на многочисленные недостатки программы Пегас. В статье господин Тойрер указывает на невнимание ЕС к взаимозаменяемости средств, поступающих в Палестинскую автономию. Так, согласно данным израильского Министерства иностранных дел, на которые господин Тойрер ссылается в статье, в 2012 году платежи ПА осужденным террористам, содержащимся в израильских тюрьмах, а также семьям покойных террористов составили более 16% от ежегодных иностранных грантов и пожертвований в бюджет Палестинской автономии. Господин Саранга отмечает: "В течение длительного периода мы повторяем в парламенте один и тот же вопрос: "куда идут эти деньги?". Возобновление мирного процесса и освобождение заключенных предоставили нам возможность продемонстрировать моральные принципы, принятые в Палестинской Автономии: высокие пенсии семьям террористов, пенсии, которые тем выше, чем тяжелее преступление. Эти сведения мы распространяем постоянно, и когда, наконец, это заседание [пленарное заседание Европарламента] состоялось, сведения, подготовленные Министерством иностранных дел и переданные нами, создали для него благодатную почву".

Отвечая на вопросы 9tv.co.il/, господин Тойрер, в частности, сказал: "Отчет Европейского суда аудиторов крайне важен и указывает на тревожные вопросы в Палестинской автономии, которые требуют пристального внимания. Мы особо отметили эти вопросы в специальном отчете для Европарламент и надеемся, что другие учреждения, в частности, Еврокомиссия, Совет Европы и Европейский суд аудиторов серьёзно отнесутся к беспокойству Европарламента и примут меры. Заморозка финансирования должна рассматриваться в качестве реальной меры за столом [переговоров], и, рассматривайся эта мера всерьёз, она вполне могла бы изменить отношение Палестинской автономии к средствам Евросоюза, крупнейшего спонсора автономии. Я предложил соответствующую поправку к тексту резолюции парламента, и поправка была принята моей комиссией. К сожалению, эта поправка была заблокирована консерваторами на пленарном заседании в день голосования. Эти необходимые реформы полезны и нужны палестинцам для того, чтобы стать более демократичными и ответственными."

"До сих пор Еврокомиссия отклонила выводы отчета [Европейского суда аудиторов]. Поэтому я отправил запрос Комиссару Фюле, отвечающему за политику соседства, и комиссару Пиебалгсу, ответственному за развитие, запросил дополнительные сведения и призвал к дальнейшим действиям. Европейский суд аудиторов упрекает Еврокомиссию за отсутствие каких-либо условий финансовой помощи Евросоюза Палестинской Автономии. Это довольно неожиданное исключение из известного принципа "больше за большее", который применяется ко всем прочим получателям помощи ЕС в мире. Другими словами, Палестинская автономия - это единственный реципиент европейских средств, [получающий их] вне зависимости от ситуации с правами человека или экономических показателей. Подотчетность и взаимозаменяемость - ключевые слова [для программы финансовой помощи]", - заключил господин Тойрер. Сэм Бахур, палестинский бизнесмен и общественный деятель, прокомментировал для нас ситуацию с финансовой помощью автономии следующим образом: "Палестинская экономика зависит от пожертвований как в государственном, так и в частном секторе. Средства от доноров, таких как Евросоюз, это средства, переводимые, чтобы поддержать неустойчивый status quo - а именно общество и экономику под длительной израильской оккупацией, которым оккупант, а заодно и доноры, позволяют существовать, но не развиваться. После двух десятилетий донорского финансирования очевидно, что помощь Евросоюза, как и большинство иностранной помощи, не применяется в Палестине ради "реформы госсектора" или развития государственности, но используется как острый политический инструмент, удерживающий ситуацию от взрыва в лицо оккупанту, и в то же время применяемый для принуждения палестинцев к подчинению. Эти две цели [иностранного финансирования] проявляются перед нашими глазами сейчас, когда монополизированный США "мирный" процесс в очередной раз провалился".

По вопросу самостоятельности палестинской экономики господин Бахур отметил: "Всякий, кто всерьёз поддерживает независимую палестинскую экономику, обязан перестать игнорировать очевидное - Израиль. Пока Израиль не решит - или, что более вероятно, не будет вынужден решить - убрать пятидесятилетний сапог военной оккупации с шей палестинцев, большая часть финансовой помощи ЕС останется всего лишь пластырем, останавливающим кровотечение палестинской экономики вследствие того, что Всемирный банк недавно назвал "структурным экономическим ущербом", вызванным длительной оккупацией". Однако, хотя резолюция Европарламента и отмечает контроль Израиля над "зоной C" в качестве существенного препятствия на пути долгосрочного развития Палестинской автономии, основные шаги, к которым парламент призывает Еврокомиссию - это более тесная привязка финансовой помощи к совместному плану действий ЕС и ПА, разработка эффективного механизма внутреннего контроля за распределением средств, а также разработка и внедрение индикаторов результативности программы. К каким же индикаторам может быть привязана финансовая помощь Евросоюза? Возможно, пришла пора подтвердить легитимность правительства Палестинской автономии, переизбрать президента и тем самым убедиться, что заключаемые или будущие договоренности действительно пользуются широкой поддержкой палестинского общества?

С точки зрения господина Тойрера, не совсем: "Нам следует проявлять осторожность и не политизировать вопрос, который должен оставаться бюджетным. Хотя лично я и приветствовал бы выборы в Палестинской автономии, я бы не стал делать их необходимым условием для получения средств ЕС. Пока европейские деньги тратятся разумным и ответственным образом, приближая высокие цели, для которых эти средства предназначены, мне бы не хотелось чинить палестинцам дополнительные препятствия. Как Израиль, так и Евросоюз должны быть заинтересованы в сильной, стабильной и функционирующей Палестинской автономии в качестве потенциального партнера по мирному процессу. Если средства ЕС приближают эту цель, то они потрачены не зря, но есть деньги приводят к коррупции и, возможно, используются для финансирования терроризма, мы должны быть способны заморозить фонды. Только тогда эта программа будет действенным инструментом мягкого воздействия в рамках политики соседства ЕС". Между тем, пункт 282 резолюции Европарламента (которая, кстати, была принята до объявления о палестинском правительстве национального единства) призывает к судебной ревизии фондов программы Пегас до конца 2014 года, имея целью убедиться, что средства не переводятся нелегально группам, которым эти средства не предназначены, а также просит Европейский суд аудиторов содействовать данной ревизии.

Господин Тойрер настроен несколько более решительно: "Согласно законодательству ЕС, ХАМАС - это террористическая организация и, следовательно, не может быть партнером ЕС, например, в рамках Квартета. Для того, чтобы ЕС удалила ХАМАС из списка террористических организаций, а также для ведения переговоров с правительством коалиции ХАМАС и ПА, ХАМАС придётся отказаться от призывов к уничтожению Израиля и прекратить все виды террористической деятельности. Это по-прежнему выглядит маловероятно, при этом простого заявления от ХАМАС будет недостаточно - им придётся изменить свою хартию и доказать свою готовность мирно существовать в палестинском государстве по соседству с еврейским государством".

Европарламент обладает в данном вопросе совещательным голосом, а его резолюции не являются автоматически обязательными к исполнению. Тем не менее, органы власти Евросоюза стараются действовать согласованно, поэтому следует ожидать определенного влияния резолюции на действия Еврокомиссии. Скорое прекращение финансирования программе Пегас, конечно, не грозит, но новые депутаты, которые попадут в Европарламент в ходе майских выборов, вполне могут продолжить задавать европейским чиновникам неудобные вопросы о том, куда уходят деньги налогоплательщиков в нелегкое для Европы время финансовой экономии.

Безусловно, военный контроль и ограничения перемещения палестинцев не способствуют бурному экономическому развитию палестинской экономики. Тем не менее, альтернативу, на общем фоне подъема радикальных исламистских движений в арабском мире, представить себе довольно легко, и способствовать развитию палестинской экономики она будет в значительно меньшей степени. А пока продиктованный соображениями безопасности статус-кво сохраняется, Палестинской автономии не помешает дополнительная прозрачность - пусть даже принудительная, по инициативе Евросоюза. (9tv.co.il)

Долг Палестинской автономии за электричество растет ежемесячно на 80 млн шекелей и уже достиг полутора миллиардов, и решения этой проблеме всё не находится. Израиль является единственным поставщиком электроэнергии в арабские города и веси на территории Иудеи и Самарии и основным поставщиком для сектора Газы. Задолженность Иерусалимской электрической компании составляет львиную долю причитающихся "Хеврат Хашмаль" денег - около миллиарда шекелей. Эта компания распределяет израильскую электроэнергию в восточных кварталах Иерусалима, в районе Бейт-Лехема и Рамаллы. Как сообщало американское издание Al-Monitor, на обслуживаемой этой компанией территории находится немало "лагерей беженцев", которые испокон веку не платили ни за какие услуги, и правительство в Рамалле еще со времен Арафата старалось не задевать интересы "лагерей", не позволяя полиции отключать их от сети за неуплату. В конце 2012 года правительство в Рамалле попыталось поставить плату за энергию под контроль, но натолкнувшись на демонстрации протеста в городах автономии, умыло руки. Израиль уже не раз планировал самые жесткие шаги по отношению к неуплате арабами долга за электричество, включая отключение от сети, но так и не решился на них из опасения, что это приведет к гуманитарной катастрофе и будет расценено как военное преступление.

У Электрической компании, общий дефицит которой уже перевалил за 80 млрд шекелей, была надежда, что мирные переговоры приведут к соглашению по энергетическим долгам ПА. Надежды развеялись вместе с соглашением между ФАТХом и ХАМАСом, а обещания правительства вернуть палестинские долги частями из удержанных Иерусалимом налоговых сборов автономии так и остались словами.

В этой связи, как сообщила сегодня газета "Глобс", генеральный директор Электрической компании Ифтах Рон-Таль направил письмо главе правительства Нетаниягу, где он предупреждает о намерении компании подать в суд на государство, на Палестинскую автономию и на Иерусалимскую электрическую компанию. Руководство "Хеврат Хашмаль" угрожает также сократить поставки электроэнергии на территорию ПА. (news.israelinfo.ru)

Правительство ХАМАСа в рамках урегулирования взаимоотношений с группировкой ФАТХ сняло запрет с распространения на территории сектора Газа ежедневной газеты "Эль-Кудс", издаваемой на Западном берегу. В течение семи лет, с момента вооруженного переворота и захвата ХАМАСом власти в секторе Газа газета была под запретом.

Как сообщает палестинское информационное агентство "Маан", представитель правительства ХАМАСа Ихаб аль-Хусейн подтвердил, что газета "Эль-Кудс" будет доступна на территории сектора Газа. Свободное распространение изданий палестинских фракций было включено в соглашение об урегулировании, заключенное недавно палестинскими группировками. Как известно, в секторе Газа с 2007 года была запрещена продажа самой читаемой палестинской газеты "Эль-Кудс", принадлежащей ФАТХу "Аль-Айям" и официального издания палестинской администрации "Аль-Хайят аль-Джадида". В свою очередь, палестинская администрация запретила распространение в арабских населенных пунктах Иудеи и Самарии хамасовских изданий "Аль-Рисала", "Фалястын" и "Аль-Истикляль".(9tv.co.il)