Абсолютное большинство латвийцев покупают подержанные автомобили, однако многие даже не подозревают, что вправе требовать от продавцов каких-либо гарантий. А требовать их необходимо - ведь большинство бывших в употреблении машин на латвийском рынке пребывают в катастрофическом состоянии. Об этом рассказали в эфире программы "День за днем" на "Латвийском Радио-4" автожурналист Борис Себякин и вице-президент Латвийской автомобильной ассоциации Ингус Рутиньш.

Рынок, по словам Рутиньша, определяют сами покупатели - поэтому, чем требовательнее они будут к продавцам, тем больше гарантий будут иметь при покупке подержаного автомобиля. "Проведя исследование, мы пришли к печальному, но неудивительному выводу об общем уровне качества подержанных машин. Около 45% исследованных авто были со скрученными показателями пробега (вплоть до 300 тыс. км), были машины, использовавшиеся в качестве такси. Также, в продаже много автомобилей после тяжелых аварий, встречались и машины, лишенные заводской гарантии. О гарантиях же со стороны продавцов говорить не приходится - торговцы предлагают фиктивную документацию, не неся никакой ответственности перед покупателем со всеми вытекающими последствиями", - рассказал эксперт.

Однако, как добавил Борис Себякин, большинство покупателей могут получить гарантии от продавцов на подержанные автомобили - но, зачастую, они просто не подозревают о такой возможности. "Это так, они могут получить гарантии на машину, причем без большой переплаты относительно той цены, за которую они покупают кота в мешке", - сказал Себякин. Получить упомянутые гарантии можно только одним способом - требуя их от продавца.

"Как потребители, мы должны быть требовательны. Рынок настолько качественен, насколько мы этого хотим. Если нас устраивает покупать машины со скрытыми "историями болезней" без заключения договора с продавцом как с юридическим лицом - ничего не изменится", - пояснил Рутиньш. Этого, однако, по его мнению, недостаточно для приведения рынка в порядок. Второе важное условие для его организации - помощь государства. "Сегодня мы настолько отстаем от среднеевропейского показателя рынка подержанных авто, что сделать что-либо без помощи государства уже нельзя. Нужно, в частности, изменить налоговую политику при первой регистрации и ежегодной эксплуатации авто, а также создать контролирующие механизмы для отслеживания тенденций на рынке. Сам рынок себя в порядок не приведет", - считает автоэксперт.

Ингус Рутиньш добавил, что, как таковой рынок подержанных автомобилей во всем мире всегда больше рынка новых авто. Главный вопрос - во сколько раз он больше? "В Англии, к примеру, рынок подержанных авто втрое больше, в Германии - вчетверо. У нас он превосходит рынок новых авто в 8-10 раз. Но главное не это, а средний возраст и качество автомобилей. А качество наших бывших в употреблении машин - катастрофическое", - подчеркнул вице-президент Латвийской автомобильной ассоциации.

Добавим, что по данным Центрального управления статистики, за последние двадцать лет в Латвии увеличилось количество легковых машин. Если в конце 1990-го года в республике было зарегистрировано 282 688 "легковушек", то в 2008 году их оказалось около 905 тысяч. Однако, в последние годы данный показатель существенно снизился - и в 2013 году в Латвии насчитывалось чуть больше 618 тысяч легковых автомобилей.