Технологические революции происходят со столь завидной регулярностью, что уже перестали кого-либо удивлять. Между тем, это явление оказывает непосредственное влияние на бизнес - на волне очередных изобретений рождаются и умирают целые бизнес-империи. Появляются новые, и весьма крупные по размерам, продуктовые ниши, обороты бизнеса в которых невозможно было предсказать. Как технологические революции способствуют возникновению новых направлений бизнеса? Чем технологический бизнес обязан революции, произведенной планшетами и смартфонами? Что будет вслед за этой революцией? Об этом рассказывает Владислав Олинов, директор по маркетингу Defender - марки, под которой выпускается множество уникальных гаджетов, расширяющих сферу применения мобильных устройств.

ИА REGNUM: Владислав, технологические революции - благо для бизнеса?

Безусловно. Во-первых, они позволяют технологическим компаниям развиваться быстрыми темпами, предлагая потребителям новые устройства и новые возможности. Достаточно просто вспомнить совсем недавнее прошлое - и понять, как сильно изменилась наша жизнь за последние пять-семь лет благодаря появлению массового рынка доступных мобильных устройств. Во-вторых, технологические изменения вызывают к жизни изменения в бизнесе - и в менеджменте, и в стратегии, и в маркетинге. Бизнес становится быстрее в принятии решений, разработке новых продуктов, выходе в новые сегменты. В конце концов, он становится интереснее, причем не только самим предпринимателям, но и потребителям.

ИА REGNUM: Считается, что в наши дни активный маркетинг имеет смысл только в периоды технологических революций. Насколько оправдано это мнение?

Технологические революции всегда происходят на одном фронте. При этом продукты, выпускающиеся для устройств "предыдущего поколения", крайне слабо подвержены изменениям. К примеру, рынок десктопов уже несколько лет скатывается вниз. Однако, рынок периферии для персональных компьютеров - "падающего", заметьте, сегмента - продолжает расти. Появление дополнительного рынка, как это было совсем недавно с сегментом устройств для смартфонов и планшетов, лишь расширяет возможности любой марки по получению дополнительных предпочтений потребителя. Человек, у которого есть смартфон, в подавляющем большинстве случаев имеет и рабочий ноутбук; дома тот же человек имеет десктоп, а у его ребенка, скорее всего, есть планшет. Совокупность этих факторов приводит к тому, что ценность конкретного потребителя для нас, как поставщика периферии, возрастает в разы. Роль активного маркетинга во время технологических революций действительно важна. Но с одной оговоркой - она важна только на тех направлениях, где происходит технологическая революция.

ИА REGNUM: Как позволила реализоваться маркетингу революция, которую произвели, к примеру, смартфоны?

Появление рынка смартфонов привело к логичному появлению рынка аксессуаров к ним. На нем работает множество производителей, предлагающих множество "несерьезных" продуктов. Но эти "несерьезные" продукты сформировали уже вполне серьезный рынок, который по своим объемам едва ли не сравним с рынком самих смартфонов. Обратите внимание - речь даже не о специальной периферии, а о простых аксессуарах, главным образом чехлах.
Другое следствие той революции, которую произвели смартфоны и планшеты - появление обширного рынка специальных устройств, предназначенных для них. Уже есть рынок игровых аксессуаров, таких, как геймпады, превращающие смартфон в игровую консоль. Есть мультимедиа-аксессуары, такие как трансмиттеры, позволяющие смотреть видео со смартфона на экране телевизора. Появилось много Bluetooth-гаджетов, дополняющих мультимедийные или коммуникационные возможности смартфонов. Есть масса других устройств, которые добавляют к потребительской ценности смартфона дополнительную ценность и расширяют возможности пользователей.
Все эти сегменты появились благодаря технологической революции и маркетинговой активности самых разных компаний - ведь особенности применения мобильных устройств было необходимо изучить, сформулировать идеи, стимулировать разработку новых продуктов, вывести их на рынок. Это как раз и была задача маркетинга, и во многом именно благодаря маркетингу новые продукты и новые сегменты появились на свет и развиваются.

ИА REGNUM: А в наши дни происходит, на ваш взгляд, технологическая революция?

Да. Это сегмент носимых устройств. Мы наблюдаем, по сути, его рождение - этот рынок только-только создается. Самые горячие новости, которые мы все получаем, приходят к нам именно отсюда, и стратегические баталии между крупнейшими мировыми компаниями разворачиваются как раз именно в сфере гаджетов-"компаньонов". В борьбу на этом рынке включились и Google, и Sony, и Samsung, вот-вот придут в этот сегмент и другие крупнейшие производители, такие как Apple.

ИА REGNUM: Но эти устройства сами по себе являются аксессуарами к смартфонам и планшетам...

SmartGlass от Google в ближайшее время станет массовым продуктом, и наверняка вслед за Google свои версии "умных очков" выпустят и другие производители. А затем очень быстро возникнет и рынок аксессуаров уже к этим устройствам. И наверняка появятся и "умные очечники", которые позволят хранить эти устройства и одновременно заряжать их. Такие аксессуары будут добавлять ценность "основному" устройству, стимулировать пользователей к приобретению еще одного гаджета и, в результате, помогать многим производителям, которые еще, может быть, и не помышляют о выходе в этот нарождающийся сегмент. То же самое можно сказать и о других семействах продуктов - "умных часах", электронных браслетах для спортсменов, туристов, водителей и т. д. Каждое из этих устройств "обрастет" своими аксессуарами, которые сформируют новые сегменты. Этот процесс только начинается. Во что именно превратится сегмент носимых устройств, какие именно дополнительные устройства и какие именно дополнительные потребительские ценности он принесет, прогнозировать пока трудно. Но они, конечно, возникнут.