Неожиданное появление лидера Аджарии Аслана Абашидзе в Ереване ввергло в некоторое замешательство представителей армянских СМИ. Весть о его прибытии поступила в распоряжение журналистов достаточно поздно. Вечером 11 ноября пресс-служба администрации Президента Армении уже официально проинформировала о визите Абашидзе и об уже состоявшейся встрече с главой Армении Робертом Кочаряном.

Весьма скудное сообщение о том, что "собеседники обсудили круг вопросов, связанных с поствыборной ситуацией в Грузии", очевидно, не могло удовлетворить интерес журналистов. Попытки же обнаружить местонахождение Аслана Абашидзе оказались тщетными: лидер Аджарии на тот момент уже отбыл в Баку.

Чем же именно был обусловлен столь нежданный визит аджарского лидера в Армению? По мнению ряда аналитиков, первой целью Аслана Абашидзе являлась встреча с находящимся в Ереване с официальным визитом, министром обороны РФ Сергеем Ивановым. Кстати, пребывание последнего в Армении также трактуется в контексте "грузинских событий"."Такая встреча состоялась, - утверждает армянская газета "Айб-Фе". - Ясно, что без участия России внутриполитический кризис в Грузии не может быть преодолен".

Политологи обращают внимание на факт весьма тесного сотрудничества лидера Аджарии с Генштабом РФ. Вспоминается даже событие, имевшее место еще в 1991 году: министр обороны Грузии Тенгиз Китовани, вознамерившийся разом покончить с "аджарским вопросом" и с этой целью пославший туда свои войска, потерпел полное фиаско, именно, из-за вмешательства дислоцированных в автономии российских военных.

Другой вопрос - в каком же качестве Аслан Абашидзе прибыл в Ереван, также активно обсуждается армянской прессой. Отпрыск старинного аристократического рода (подчиненные величают его не иначе, как Аслан-Бек - на манер титулов, употребляемых в Османской Империи), глава Аджарии - личность, несомненно, харизматичная. "Он всегда ведет собственную игру и везде представляет в первую очередь свои интересы. Абашидзе едва ли походит на послушного "посла" или смирного представителя - замечают эксперты. - Именно это свойство его характера и не позволяет однозначно судить о побудительных мотивах визита. Абашидзе мог и не преследовать какой-либо конкретной задачи, кроме как в очередной раз напомнить, что в Грузии все преходяще - и официальный центр, и оппозиция, - и лишь он один непоколебим".

Высказывается также мнение, что "этот хитрый и неординарный шаг на самом деле - тактический ход Эдуарда Шеварднадзе и самодостаточен уже по той причине, что может вызвать простое смятение в рядах оппозиции и спутать карты радикалам в самой Грузии. В таком случае Эдуард Шеварднадзе, в очередной раз, оказался в долгу перед главой Аджарии". В данном аспекте на передний план политологических обсуждений выносится весьма животрепещущая для армянской общественности тема армянонаселенного Самцхе - Джавахетского региона, в ракурсе как раз вопроса, о так называемых "взаимных долгах гурийского Лиса и аджарского Льва". В период выборов их позиции достаточно часто сближались, и известен случай, когда Эдуард Шеварднадзе в знак признательности за очередной "жест доброй воли" предложил Аслану Абашидзе включить в состав Аджарии один из регионов Грузии. Последний же, указал на Самцхе-Джавахетию. Правящая в Грузии партия "Гражданский Союз" приняла решение о проведении в 1995 году Референдума в Самцхе-Джавахетии, и как отмечает сам Абашидзе, "под соответствующим документом стояла и подпись Эдуарда Шеварднадзе". Позже президент Грузии заявит, что "нового территориально-административного деления губернии не будет".

Весьма долгое время Аслан Абашидзе заявляет об исторической принадлежности армянонаселенного Самцхе-Джавахетского региона к Аджарии и о собственной решимости покончить со всеми социально-экономическими проблемами губернии. В марте 1999 года, Абашидзе заявил журналистам: "Суждения представителей официального Тбилиси о том, что идея включения Джавахети в состав Аджарии инспирирована со стороны Армении, России и самого Батума, совершенно безосновательны".

Несмотря на формальное сближение позиций Эдуарда Шеварднадзе и Аслана Абашидзе, последний, по мнению аналитиков, был и остается наиболее оппозиционной по отношению к федеральному центру персоной в грузинской политике. Помимо сугубо субъективных нюансов это объясняется и фактом наличия на политической карте Грузии аджарской автономии, объективно предполагающей существование "базы противоречий" в подходах Тбилиси и Батуми. "Статус Аджарии как полноправного субъекта международного права определен Московским и Карсским договорами между Советской Россией и Турцией, а международные договоры выше Конституции", - не перестает заявлять Аслан Абашидзе.

Визит аджарского лидера в Ереван действительно озадачил армянских политологов. Появились вопросы, на которые еще нет ответов. Ближайшие развития в Грузии, возможно, смогут некоторым образом прояснить ситуацию.