В Свердловской области представители политической элиты в основном одобряют реформу местного самоуправления, законопроект о проведении которой сейчас рассматривается в Государственной думе. По их мнению, благодаря ей местная власть станет доступней рядовым гражданам.

О необходимости приближения местной власти к народу, к своим избирателям, 12 декабря 2013 года в своём ежегодном послании заявлял президент России Владимир Путин. Задачу уточнения общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, независимой и финансово состоятельной власти на местах он поставил в число первоочередных. При этом глава государства подчеркнул, местная власть должна быть устроена так, чтобы "любой гражданин мог дотянуться до нее рукой". Важно, чтобы "у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни", - отметил Владимир Путин.

11 марта 2014 года в Государственную думу был внесен проект федерального закона "О внесении изменений общих принципов организации местного самоуправления", который можно с полным правом рассматривать именно как президентский законопроект. Он предусматривает две ключевые новации в организации местного самоуправления (по крупным городам и муниципальным районам). Во-первых, предполагается введение двухуровневой системы власти в крупных городах, то есть введение внутригородских районов с собственными советами депутатов, из районных депутатов будет формироваться городская Дума, которая станет избирать главу муниципального образования (председателя гордумы) и назначать по конкурсу главу администрации города. Вторая новация заключается в перераспределении полномочий между уровнем муниципальных районов и сельских поселений, которые планируется освободить от ряда непрофильных функций, необеспеченных финансово.

В Свердловской области эти поправки затронут три крупных города (Екатеринбург, Нижний Тагил и Каменск-Уральский), а также пять муниципальных районов (Байкаловский, Камышловский, Нижнесергинский, Слободо-Туринский и Таборинский). В целом по Федерации, по информации сопредседателя рабочей группы по разработке обсуждаемого законопроекта, главы комитета Совета Федерации по вопросам МСУ Степана Киричука, предполагаемые изменения коснутся 67 городов, в которых имеется районное деление (56 из них - это региональных центры), Эти новации законопроекта сейчас активно обсуждаются по всей стране. Развернулась не просто оживленная, а в чем-то и ожесточенная дискуссия. Выявились и четко обозначились две диаметрально противоположные позиции - позиции сторонников и противников этого законопроекта. За этими позициями стоят серьезные финансовые, экономические и политические интересы влиятельных политических и финансово-экономических игроков, сил и группировок. Ведь речь идет о борьбе за мощнейшие властные, финансовые, экономические и политические ресурсы местного самоуправления.

В Свердловской области к числу противников можно смело отнести Екатеринбургскую городскую Думу. 8 апреля она приняла обращение по реформе местного самоуправления. В нём говорится, что "введение нового вида муниципальных образований - городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов - расширяет круг вариантов организации местного самоуправления, но выбор того или иного варианта и решение вопросов преобразования городских округов должны осуществляться с обязательным участием муниципальных образований". Также депутаты подчеркнули необходимость сохранения выборности общегородских органов местного самоуправления крупных городов.

Отметим, это не первый случай, когда власти Екатеринбурга и конкретно глава города Евгений Ройзман выступают против позиции федеральной власти. Ранее Ройзман активно протестовал против политики президента России в отношении ситуации в Крыму, то есть, по сути, занял антигосударственную позицию. Вопреки его утверждениям, свердловские эксперты уверены: реформа МСУ станет благом для крупных городов, и для Екатеринбурга в том числе.

Как отмечает политолог Вадим Дубичев, против неё в основном выступают администрации крупных муниципалитетов. "Причины очевидны - децентрализация власти, децентрализация управления деньгами", - считает политолог. "Конечно, люди не хотят отказываться ни от денег, ни от власти. Новая схема - это схема, которая позволяет понимать, как в пределах районов решить ту или другую проблему, связанную с благоустройством, решить за счет денег, зафиксированных в бюджете района. Это более гибкая система управления, учитывающая мнение населения. Глава района - это будет не человек, который назначается приказом городского мэра и который сидит на зарплате, управляет сметой и ничего не может в ней изменить. Это будет не чиновник, а районная Дума из депутатов, которых избирают люди, и которые сами могут принять участие. Дума занимается управлением районным бюджетом по тем вопросам, которые отнесены к районному ведению", - заявил политолог.

Дубичев также напомнил, что в 1980-е годы, в советское время, когда Свердловск очень бурно развивался, местная власть была организована так: существовал городской Совет народных депутатов - это был орган городской власти, существовали районы и, соответственно, районные Советы народных депутатов. Существовали бюджеты района, кроме областного бюджета, и ими управляли районные народные депутаты. В 1993 году, когда была ликвидирована система народных депутатов, теперь уже Екатеринбург потерял первый элемент народовластия, первый элемент местного самоуправления - потерял эти самые районные советы. Вместо них появилась городская дума. "Но осталось деление на районы и остались районные бюджеты, этими бюджетами управляли не депутаты, как это было в советское время, а главы районов. В 2001 году произошел очередной этап этой "контрреволюции" - были ликвидированы районные бюджеты и был создан единый городской бюджет, который управлялся единой городской командой, а районы перешли на так называемые сметы. То есть, главы районов уже не могли управлять деньгами, решая вопросы, которые стоят перед ними, в пределах районных бюджетов, они жили уже по такой четкой смете, где ничем не поуправляешь. Но это прямо противоположное движение от идеи местного самоуправления, потому что местное самоуправление создается для того, чтобы местное население могло влиять на решения, принимаемые властью, и могло управлять определенными деньгами. Реформа по местному самоуправлению, которая сейчас предлагается командой Владимира Путина, ни что иное, как возвращение к истокам народовластия и к местному самоуправлению, которое работало здесь, при котором Свердловск-Екатеринбург рос и развивался", - говорит Дубичев.

По его словам, реформа местного самоуправления предлагает ввести два уровня: есть центральное городское управление, городская Дума, городская администрация, никто этого не ликвидирует. Городская администрация занимается общегородскими вопросами. "Есть общий городской бюджет. Как это было всегда. Но при этом выделяются еще и районные Думы, которые могут управлять районными бюджетами в пределах тех полномочий, которые даются районам. Они не будут заниматься трамвайным движением или чем-то еще, общегородскими вопросами. Они будут заниматься вопросами - как благоустроить дома, дворы, содержанием тротуаров, помоек и так далее. Это вопросы, связанные с благоустройством, а не какие-то глобальные вопросы".

В свою очередь, политолог Анатолий Гагарин отмечает¸ что реформа давно назрела. "Те самые районные депутаты, о которых так много говорят, мне кажется, что это будет самым низовым уровнем, который нужен в этой муниципальной реформе, потому что пока мы видим, что существует некоторый зазор. То есть выбираются депутаты городской думы, количество избирателей у них чрезмерно велико, и они не контролируют все-таки те проблемы, которые реально существуют, и с которыми избиратели пытаются пробиться к ним, но не имеют такой возможности. К них нет финансовых рычагов, мне кажется, это тоже очень важный момент. Я разговаривал недавно с депутатом Заксобрания. Он мне говорит: в городе такие-то проблемы. Куда идут жители? Ну пришли они в городскую думу, там говорят - у нас денег нет. Жители приходят соответственно к депутату Заксобрания, он начинает пытаться что-то решить, как-то проблему "расшить", потому что у него есть определенные рычаги и возможности. В данном случае, когда мы видим комплекс определенных проблем, районные депутаты смогут их, по крайней мере, контролировать и искать механизмы для того, чтобы эти проблемы решать. А проблем достаточно много, и они накапливаются, и, скажем так, когда на городского депутата приходится 60 тыс. избирателей, а приходит каждый условно дом и микрорайон со своими проблемами, он просто физически не в состоянии все это решить. Ну и вопрос, связанный, конечно, с финансированием. Какие все-таки финансовые потоки будут контролировать районные депутаты, и, я так понимаю, что создание этих семи районных дум, если взять Екатеринбург, с соответствующими бюджетами - это как раз тот самый камень преткновения, вокруг которого ломаются копья. То есть вопрос, кто контролирует деньги? Или городская администрация и аффилированные с ней городские депутаты, или все-таки мы сможем увидеть семь достаточно крупных и облеченных финансовыми полномочиями районных дум, которые могут решать проблемы в своем районе. У жителей района будет огромная армия депутатов, которые будут выполнять их интересы. Мы будем понимать, кто у нас реально является нашим районным депутатом, за что он отвечает, и это будет та самая муниципальная структура именно народных избранников, которые будут контролировать все эти вопросы", - сказал Гагарин.

Политолог также добавил, что население через этих самых же районных депутатов будет контролировать все процессы, которые происходят в его районе и в его городе. "Поэтому я считаю, вот эта многоступенчатая народная демократия, в данном случае, в виде муниципального самоуправления, это та самая структура, которая может действительно реально изменить ситуацию в городе. Давайте зададим простой вопрос всем противникам муниципальной реформы в городе. Они что, все довольны состоянием дел в муниципалитете? Я сильно сомневаюсь. Простой вопрос - если вы недовольны, так давайте что-то менять. В этом смысле, я считаю, это как раз тот инструмент, который позволяет что-то изменить. Поэтому что бы ни говорили противники о том, что якобы муниципальные реформы вносят муниципальный хаос в управление, я этому не верю. Я считаю это чистой демагогией, и вообще передергиванием с черного на белое, и наоборот. Поэтому я думаю, что здесь, безусловно, надо внимательно рассмотреть все поправки, которые будут сделаны, но самое главное, это все-таки не дать этим поправкам затушить эту муниципальную реформу", - считает политолог.

Также Гагарин отмечает: "в том, что мы уйдем от прямых выборов главы, ничего плохого нет". "Мы видим уже негативнее примеры, когда прямые выборы приводят к тому, что у власти оказываются люди, которые не способны управлять процессами, к сожалению. В силу определенных возможностей и полномочий, ну и уровня своей подготовки. Считаю, что отсутствие прямых выборов - это не зло, это нормально, когда существует другая система выборов. Давайте попробуем ее, почему мы ее боимся, почему мы считаем, что нужно просто замкнуться на этой системе и носиться с ней как, извините, известный человек с торбой? Мне кажется, в данном случае прямая демократия не есть единственная форма, это тоже прямая, но через многоступенчатые выборы районных депутатов", - резюмировал эксперт.

Поддержало реформу МСУ и Законодательное собрание Свердловской области. "Там есть ряд замечаний и предложений, которые во втором чтении будут учтены. Мы сейчас говорим о федеральном законе, который предоставляет возможность создания в субъекте новых муниципальных образований, таких как городской округ с внутригородским делением и внутригородские районы. Мы не говорим о развитии этой ситуации в дальнейшем, мы говорим только о том, что федеральный закон, который это предлагает, мы поддерживаем. Мы не привязываем эти нормы сегодня к городам, которые расположены в Свердловской области. Мы говорим только в целом об ФЗ", - заявил корреспонденту ИА REGNUM заместитель председателя областного парламента Виктор Шептий.

Таким образом, на Урале поддержка реформы МСУ гарантирована и уже не раз обозначена. Она возвращает населению крупных городов возможность влиять на власть и дает возможность к самоорганизации. Горожанам, городам и Свердловской области в целом всё это только во благо.