Единственному в Прибалтике нефтеперерабатывающему заводу грозит крах (Литва)
Латвия, 14 апреля, 2014, 17:18 — ИА Регнум. На единственном в Прибалтике нефтеперерабатывающем заводе
Аналитики утверждают, что из-за экспорта топлива Orlen Lietuva несет убытки. Поэтому готовится план чрезвычайного положения.
Единственное в Прибалтике нефтеперерабатывающее предприятие Orlen Lietuva вынуждено сокращать производство и увольнять работников. Экспорт топлива уменьшается с каждым месяцем, например, в январе экспортировано почти на 50% меньше, чем в прошлом году. Поэтому в этом году вклад в бюджет крупнейшего налогоплательщика может быть меньше, чем в прошлом году. "Экспорт нефтепродуктов для предприятия стал убыточным. Естественно, что компания не хочет влезать в еще большие убытки, поэтому сокращает производство и экспорт", - сказал литовскому порталу lrytas.lt аналитик банка Finasta Тадас Повилаускас.
Производство топлива в Мажейкяй начало замедляться во втором полугодии прошлого года. Например, в четвертом квартале 2013 года производство упало на 18% по сравнению с тем же периодом в 2012 году. Всего в прошлом году завод понес убытки в размере 240 млн литов, а это рекордный спад в истории предприятия.
Главными помехами Orlen Lietuva считает очень большую конкуренцию на мировом рынке топлива, добычу сланцевой нефти в США и неблагоприятные для компании логистические условия. Поэтому в прошлом году пришлось уменьшить объем переработки нефти. Представители компании не раз заявляли, что положение на европейском рынке топлива сложное, а сложные перевозки еще больше увеличивают стоимость продуктов.
Помимо этого, американцы перестали покупать бензин у Европы, а также у литовских предприятий. Например, в январе США экспортировала на 74,8% меньше бензина нашей страны, чем год назад. Революция сланцевого газа и сланцевой нефти в США позволяет стране не только остановить импорт, но и самой искать покупателей. Вообще, по словам Повилаускаса, положение в бизнесе переработки нефти очень плохое. Маржи самые маленькие с 2002 года, а мажейкяйский завод в Европе и так отличается довольно высокой себестоимостью продуктов.
В феврале экспорт Orlen Lietuva тоже упал, по сравнению со вторым месяцем 2012 года. Спад предопределили и события на Украине, которая является одним из главных покупателей топлива Orlen Lietuva. В январе в эту страну экспортированы нефтепродукты стоимостью 82,9 млн литов - на 48% меньше, чем год назад. На внутреннем рынке тоже мало хороших новостей. Бензина продается все меньше.
Рекордные убытки Orlen Lietuva смягчили правительство Литвы. Поэтому власть намеревается решить вопросы, которые в течение долгого времени были причиной конфликта между предприятием и бывшей властью. Представители Orlen Lietuva много лет жаловались на то, что из-за разрушенной железнодорожной ветки в Латвию приходится дольше везти топливо другой дорогой. Обвинения в закрытии железной дороги звучали и со стороны правительства Польши. Но Буткявичюс недавно пообещал премьеру Польши
Сейчас топливо с мажейкяйского завода уезжает на иностранные рынки через Клайпедский порт, но до него нужно проехать 200 км, а это увеличивает стоимость продукта. Помимо этого, руководство завода жаловалось на то, что за перевозку платит "
В начале апреля "Литовские железные дороги" вместе с представителями Orlen Lietuva договаривались о снижении тарифов, но переговоры закончились безрезультатно.
Orlen Lietuva не является крупнейшим предприятием страны. Его влияние на экономику и бюджет страны небольшое. Правда, для Мажейкяйского региона компания очень важна. Она создает множество заказов для местного бизнеса. В случае закрытия завода Мажейкяйский регион сильно пострадал бы. Так утверждает заместитель президента банка
Представители компании Orlen Lietuva сегодня поговорили с премьером о сокращении логистистических расходов. В сообщении компании утверждается, что учреждения власти Литвы должны немедленно предпринять действия, чтобы обеспечить стабильность работы завода в ближайшем будущем. "В последние годы Orlen Lietuva предпринял многие меры по оптимизации работы, которые позволили увеличить эффективность производства и продаж, оптимизировать расходы и число работников, стремясь улучшить финансовые результаты компании. Несмотря на эти действия, внутренние возможности оптимизации уже иссякли, поэтому, если смотреть с перспективы концерна
В прошлом году Orlen Lietuva понесла убытки в размере 94,3 млн долларов США. В последнее время с учетом неблагоприятной макроэкономической обстановки, производственные мощности нефтеперерабатывающего завода ограничены до необходимого минимума - до 60%.