Министр сообщения Латвии Анрийс Матисс ("Единство") сообщил изданию Neatkarīgā Rīta Avīze, что в случае дальнейшего обострения отношений между ЕС и Россией государство может понести огромные потери. Это связано, по словам министра, с тем, что свыше 70% от латвийского грузооборота составляют российские товары.

"Я надеюсь, что столь плохой сценарий не воплотится. И ЕС, и США говорят с Россией на языке дипломатии, санкции задевают должностных лиц, политиков и банки, но до торговли не дотягиваются. Конечно, и в правительстве, и в Министерстве сообщения ведутся расчеты того, какое влияние на экономику может быть в случае, если санкции усилятся. Про плохой сценарий, то есть такие отношения ЕС с Россией, при которых, в результате санкций, торговля может снизиться или вообще прерваться, даже думать не хочется. Влияние экономических санкций может быть очень большим - транспорт, хранение, логистика создают 12% от ВВП Латвии. Это отразится и на внутренних перевозках. На железнодорожных предприятиях работают 18 000 сотрудников, вместе с портами - 50 000 человек", - подчеркнул глава Минсообщения.

По словам Матисса, объем грузов, перевозимых сейчас в восточно-западном направлении (70 миллионов тонн), никак нельзя сравнить с предполагаемым грузооборотом по скоростной железной дороге через Литву, Латвию и Эстонию Rail Baltic, которую еще предстоит построить (20 миллионов тонн). Впрочем, это не мешает министру считать данный проект весьма перспективным, хоть он и является очень дорогостоящим. "Я хочу быть оптимистом, так как из двух миллиардов, требующихся на Rail Baltic, 85% будут финансированием ЕС, что станет инвестицией в наше народное хозяйство. Наши люди получат работу, будут строить. Еще разгрузятся дороги, так как значительная часть грузов будет перенесена на железную дорогу. И пассажиропоток имеет свое значение - люди смогут за несколько часов попасть в Каунас, Вильнюс или в Таллин. Это будет быстрее, чем на самолете, если учитывать время, которое надо потратить на регистрацию", - отметил министр.

По его словам, переговоры с соседями о нюансах предполагаемого маршрута Rail Baltic еще не завершены. "Эстонцы и мы склоняемся к тому, что Вильнюсу надо войти в боковую ветку. Литовцы же желают, чтобы Вильнюс оказался в основном проекте. Еще есть вопрос про этап, который литовцы сейчас строят в направлении польской границы от Каунаса. Скорость, на которую рассчитано их строительство, - 120 км/ч, но этого недостаточно. Нужно строить новый путь, на котором скорость составит 240 км/ч. Если уж мы делаем эту линию, то она по всей длине должна быть скоростной. У меня есть уверенность, что нам удастся договориться, и в этом году это надо сделать, потому что нужно подавать проект в первый этап отбора проектов", - отметил Матисс.

Напомним, в прошлом месяце Матисс сообщил, что в ближайшее время ремонтными дорожными работами в Латвии окажется охвачено свыше тысячи километров шоссе. На эти цели государство выделит 250 млн евро.