Статус белорусского учёного следует поднимать, а также активнее внедрять в производство разработки белорусских учёных - для этого необходима реформа системы научных организаций Белоруссии, однако эти преобразования не должны напоминать коренную ломку и уничтожение имеющегося, как это было в эпоху Бориса Ельцина. Об этом 31 марта на совещании с белорусскими учеными по вопросу перспектив развития науки в постсоветской республике заявил Александр Лукашенко, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Выступая перед учёными и чиновниками, в т.ч. представителями "идеологической вертикали", Лукашенко отметил, что "на постсоветском пространстве Россия испоганила это понятие - "реформы". Он отметил: "Тогда понималось, и в головах у учёных, и людей, и у чиновников, и у меня ассоциировалось и ассоциируется как некая ломка - вот разрушат до основания, а потом что-то создадим. Я помню, когда ещё "зелёным" приходил сюда, я вам говорил, что я не приемлю никаких подобных реформ. Всё надо делать, вставая на плечи предыдущих поколений - классик говорил об этом, и использовать по-максимуму то, что до нас сделано, брать лучшее и совершенствовать то, что нам нужно".

Отметив, что "сейчас и время, не подходящее для ломки", руководитель постсоветской республики поинтересовался у учёных и чиновников, что необходимо сделать для преобразований в научной сфере. В частности, его интересовало решение проблемы создания системы экономических стимулов, которые позволят неадминистративными методами решить задачу внедрения научных результатов в производство, а также формирования системы венчурного финансирования научных проектов.

В докладе, зачитанном перед учёными, Лукашенко констатировал: "Среди главных проблем, тормозящих развитие научной сферы в Белоруссии, эксперты называют низкую наукоёмкость ВВП и падение престижа карьеры ученого. Действительно: расходы от ВВП на науку в Белоруссии ниже, чем в странах - лидерах научно-технического прогресса, например, в том же Сингапуре, Японии или в Штатах. Однако за рубежом львиную долю расходов на науку составляют не бюджетные деньги, а средства корпораций и фирм, напрямую заинтересованных в результатах исследований. У нас же такой источник финансирования используется крайне недостаточно. В Белоруссии доля инновационно активных предприятий составляет порядка 26%, в странах Евросоюза она доходит до 80%. Почему так происходит? Руководители не видят перспектив от применения научных результатов, или само качество исследований их не удовлетворяет?".

"По сравнению с 1985 годом число учёных в Белоруссии уменьшилось - примерно на треть. Постоянно сокращается прием в аспирантуру. Наука держится за счет учёных старшего поколения, а процесс воспроизводства научных кадров может достигнуть критической точки", - добавил он.

Председатель президиума Национальной Академии наук Белоруссии Владимир Гусаков, которого Лукашенко назначил на эту должность и поставил перед ним задачу реформировать систему НАН, сообщил, что наука в постсоветской республике представлена прикладными разработками и взаимодействует с производством. По его словам, в 2013 году около 86% затрат на науку в НАН было направлено на прикладные исследования и разработки. Гусаков сообщил также, что в 2013 году менее трети общего объема работ НАН финансировалось из бюджета, а доля привлеченных внебюджетных средств приближается к 70%. Руководитель Академии наук постсоветской республики отметил, что в Белоруссии удалось сохранить научные школы, и авторитет белорусских ученых за рубежом высок. Гусаков считает необходимым срочно создать государственную систему коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Также следует создать во многих отраслях НИИ и конструкторские бюро, государственный "Белорусский инновационный фонд" сделать также и венчурным с участием иностранных инвесторов. Кроме того, констатировал председатель НАН, до сих пор не создана эффективная система государственной экспертизы, в том числе для финансируемых из бюджета и инновационных фондов "прорывных инновационных проектов", сохраняется значительная диспропорция в распределении научных кадров высшей квалификации между секторами науки и не решена проблема старения кадров высшей квалификации (более 76% докторов наук - пенсионеры) и низкого престижа научной деятельности у молодежи.

Старость научных кадров Белоруссии был очевидна даже при беглом взгляде на состав присутствующих. Эту же тему поднял ректор Белорусского государственного экономического университета Владимир Шимов, который отметил: мотивация занятия научной деятельностью в постсоветской республике отсутствует, поэтому молодёжь предпочитает бизнес учёбе в аспирантуре.

Выслушав доводы учёных, Лукашенко заявил, что "мы ко всему подходим чохом" и проблема вовсе не в наличии молодёжи как таковой в среде учёных, не в её количестве, а в количестве талантливых учёных, которых "должны выкристаллизовать в вузе". Он призвал "отбирать воистину учёных", которых не может быть много - "единицы", но для которых у него найдутся возможности платить достойную зарплату и обеспечить жильём.

Как сообщало ИА REGNUM, Александр Лукашенко неоднократно подвергал критике состояние дел в белорусской науке и инициировал реформы, положительный эффект от реализации которых не очевиден. В настоящее время научный сотрудник белорусского НИИ получает зарплату меньшую, чем кассир в магазине, а доцент вуза - на уровне грузчика. Таксисты в Минске зарабатывают больше, чем вузовские профессора, а дворники - больше ассистентов кафедр.