Итоги состоявшегося 16 марта в Крыму референдума вызвали бурю негодования в руководстве Евросоюза и США, а "и.о. президента Украины" Александр Турчинов объявил о "частичной мобилизации". Жители Донбасса образовали "живые щиты" на пути эшелонов и колонн бронетехники, перебрасываемой новыми киевскими властями в крымском направлении. О своём видении итогов крымского референдума рассказал 17 марта в интервью ИА REGNUM белорусский политолог Всеволод Шимов.

Несомненно, итоги крымского референдума стали реакцией на гуманитарную политику Украины в сочетании с экономической несостоятельностью украинского государства. Украина - наглядный пример того, как радикальный национализм, который вроде как призван консолидировать нацию вокруг общих ценностей, на самом деле раскалывает общество. Неспособность и нежелание украинской элиты принять этнокультурное разнообразие страны, обеспечить регионам страны право на особую идентичность, навязывание "украинских" ценностей в их наиболее одиозной интерпретации - это закономерно провоцировало широкое недовольство текущим форматом украинской государственности. Все это усугублялось ущербной экономической моделью олигархического капитализма, которая на Украине приняла наиболее уродливые формы. Победа "евромайдана" в Киеве перевела это давно копившееся недовольство в активную фазу. Украинское политическое пространство было "обнулено", идет процесс его переформатирования, включая и территориальные границы.

Пожалуй, впервые в истории независимой Украины громко заявила о себе русская идентичность. Но здесь, как представляется, следует разделять ситуацию в Крыму и других областях юга и востока Украины. Крым оказался в составе Украины по исторической случайности и, в общем, так и остался осколком России в составе "чужого" государства. Поэтому здесь имела место чистой воды ирредента, "возвращение домой". Если говорить о других регионах юга и востока, то с Украиной они связаны намного сильнее, и здесь идет речь не столько об ирреденте в пользу РФ (хотя и такие настроения есть, особенно на Донбассе), сколько о заявке на альтернативную версию украинской идентичности, основанную на традициях малороссийства, традициях Гоголя и Хмельницкого, памяти о наследии Руси, общем для всех восточных славян.