Углубление сотрудничества Ирана с арабскими государствами Персидского залива напрямую зависит от уровня взаимодействия Тегеран-Вашингтон. Пока что заявление официального Тегерана о своей готовности сотрудничать со странами залива - всего лишь выражение доброй воли. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил завкафедрой иранистики Ереванского государственного университета (ЕГУ), профессор Гарник Асатрян, говоря о попытках Ирана активизировать региональную политику после некоторого ослабления санкций Запада.

Отметим, что глава МИД ИРИ Джавад Зариф заявил на днях в Омане о готовности Тегерана сотрудничать со всеми странами-участницами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

"В настоящее время потенциал улучшения отношений между Ираном и арабскими странами (кроме Сирии), ограничен и напрямую зависит от позиции США. Арабские государства Персидского залива находятся под влиянием Соединенных Штатов Америки и вряд ли пойдут на существенное сближение с Ираном без согласия Вашингтона", - сказал иранист, добавив, что в результате сбалансированной политики нового руководства Ирана уже наблюдаются положительные сдвиги в отношениях с Западом.

"В частности, были ослаблены в некоторой степени санкции Запада в отношении Ирана после определенного успеха в процессе урегулирования иранской ядерной проблемы. Соответственно, дальнейшее улучшение отношений между Западом и Ираном делает возможным также сближение Ирана с арабскими государствами Персидского залива", - пояснил Асатрян.

Эксперт также коснулся возможности сближения Тегерана и Баку, подчеркнув, что потенциал улучшения сотрудничества между ними "весьма ограничен". "В прошлом году провалилась даже попытка сторон по отмене визового режима между государствами. Так что в этом направлении особых перспектив не вижу", - подчеркнул иранист.

Обращаясь к теме "размораживания" отношений между Ираном и Западом, Асатрян отметил, что проблема вокруг ядерной программы ИРИ на самом деле "демонизирована" западными СМИ. "Вероятность продолжительного ослабления санкций в отношении Ирана есть, что исходит из интересов почти всех сторон. Это приведет к улучшению отношений между Ираном и Западом, что в их интересах. Таким образом Запад сможет получить допуск и, как говорится, "с близкого расстояния" контролировать развитие ядерной программы Ирана. Наличие этого доступа лучше, чем его отсутствие. В целом, вопрос ядерной программы Ирана, на самом деле, "демонизирован" западными СМИ. Это касается также возможной угрозы Ирана в отношении Израиля. Если даже у Ирана появится ядерное оружие, оно не представит опасности для глобального мира. Иран - не Пакистан или Северная Корея", - заметил специалист.

Иранист также заметил, что даже отмена всех наложенных ранее на Иран санкций и возможное присутствие в этой стране российского и западного капиталов не поставят Тегеран под влияние России или Запада. "Политическая структура Ирана такова, что при любом раскладе он будет вести собственную внешнюю политику как в регионе, так и в мире. Кстати, это исходит также из интересов Армении, поскольку Тегеран - не Анкара, и у него более сбалансированный подход по карабахскому вопросу. В целом, экономическое усиление Ирана в регионе исходит из интересов всех мировых центров сил", - заключил он.