Законопроект об изменениях системы местного самоуправления направлен в регионы для изучения и обсуждения. В течение 30 дней он будет обсуждаться в законодательных собраниях субъектов, с ним ознакомятся руководители регионов, члены правительства, президент. Планируется, что к обсуждению подключатся общественные организации.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, законопроект, который был внесен депутатами ГД от разных фракций на этой неделе, направлен во многом на устранение пробела в системе двухуровневой системы местного самоуправления. В регионах, где есть крупные городские округа, по сути, являющиеся поселениями, де-факто существует внутригородское деление на административные районы, однако официальной власти - прежде всего депутатов, которых избирает народ, нет. В обсуждаемой сегодня новой системе организации местного самоуправления в крупных округах предполагается формирование отдельного депутатского собрания, из состава которого впоследствии может быть избран мэр города и сити-менеджер. Необходимо отметить, что такая реформа не навязывает отказ от прямых выборов, а предлагает альтернативу. Регионы вправе сами выбрать - переходить на неё или нет. А в сельских поселениях и городских округах, не имеющих районного деления, граждане как выбирали, так и будут продолжать выбирать депутатов.

По словам одного из разработчиков законопроекта первого замглавы думской фракции "Единая Россия", председателя Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслава Тимченко, реформа предполагает финансовую независимость органов местного самоуправления: каждый район будет иметь свой собственный бюджет, и жители, и представительные органы этого района будут принимать решение на что потратить средства, какую улицу в первую очередь отремонтировать, где провести озеленение, где благоустроить дворы, спортивные площадки, а где создать транспортную сеть. "А общегородские проблемы, которые актуальны для всего города, например, вопросы водоснабжения, будет решать общегородская исполнительная власть", - сказал он. Пока законопроект касается только институциональных изменений, восполняя отсутствие двухуровневой модели на всей территорий России.

Так, например в Находке, население которого составляет 170 тысяч человек, как рассказал глава города Олег Колядин, налажен постоянный диалог населения с депутатами, но в крупных городах такое взаимодействие не всегда возможно. "Двухуровневая модель формирования местной власти эту ситуацию исправит. Чисто физически депутат не может встретиться с каждым из 40 тысяч своих избирателей. Внесенный в Госдуму законопроект позволит небольшим районам, поселениям выдвинуть своего представителя", - считает глава Находки.

Сегодня в России существуют различные формы местного самоуправления, но все они недостаточно эффективны. "Либо местная власть оторвана от населения, как мы наблюдаем это в крупных городах, либо она перегружена полномочиями и не имеет необходимого уровня финансирования на их реализацию, как в сельских поселениях. В настоящее время за поселения некоторый круг вопросов местного значения решают муниципальные районы, в том числе путем заключения соглашений об осуществлении муниципальными районами большей части полномочий органов МСУ поселений", - сказал глава муниципального округа Бабушкинский Москвы Алексей Лисовенко. Впрочем, как он отметил, предлагаемая схема не является новой для России и во многом она реализуется в российской столице на уровне муниципальных округов, при этом все полномочия в достаточной степени обеспечены финансовыми средствами и кадровыми ресурсами на их реализацию.

Между тем реформа местного самоуправления затронет не только города, но и сельские поселения, что, как уверен глава администрации сельского поселения Михайловское Калининского района Тверской области Леонид Костин, позволит эффективно решать запросы избирателей. "Большой пласт вопросов переходит от поселения в район, на них будет лежать ответственность перед населением и перед региональной властью", - сказал он. Поселения сейчас сталкиваются с проблемами в решении небольших вопросов, но поскольку привлечь подрядные организации крайне сложно - им неинтересны мелкие работы, например в поселении поменять лампочку уличного освещения. "Аккумулирование всех проблем на уровне района упростит их решение, появится возможность привлечь дополнительное финансирование, удешевить многие работы", - уверен Леонид Костин. Причем, по его мнению, все изменения станут ощутимы уже в самое ближайшее время. "Начнут ремонтироваться дороги, будет вывозиться мусор, в том числе и с несанкционированных свалок, в порядок будут приводиться кладбища", - уверен он.

Причем Леонид Костин не сомневается, что и городские жители вскоре ощутят результаты реформы местного самоуправления. По его словам, сейчас городские районные органы управления подчинены городской администрации, а не населению. "Попробуйте прийти к чиновнику и попросить у него построить площадку во дворе, он ответит, что у него другие указания от городских властей и он должен положить тротуарную плитку, а не строить площадки", - сказал Костин. Когда же органы власти будут формироваться непосредственно в районе, то глава уже такого не скажет, поскольку он понимает, что это его избиратели, что "он поставлен на свое место жителями района". Поэтому он не сможет "кивать" на главу города, а будет прислушиваться к жителям и вместе со своими избирателями решать, что нужнее в их районе - тротуарная плитка или детская площадка и парковка. "Житель получит доступного и избираемого им представителя власти непосредственно на своей территории - в этом и есть суть местного самоуправления" - констатировал Костин.

Как сказал Вячеслав Тимченко, реформа местного самоуправления еще только в самом начале. "Следующий этап - это детальная оценка всех полномочий для всех типов муниципальных образований. Затем определение источников финансирования полномочий муниципалитетов, что потребует внесения изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы и иные законодательные акты, которые влияют на этот процесс", - отметил парламентарий.