Переговорный процесс: Израиль между злым и добрым "полицейскими"

Безопасность: США выдали полмиллиарда на поддержку производства систем "Железный купол"

Общество: почему вопрос, какой город является столицей Израиля, ставит всех в тупик?

Переговорный процесс: Израиль между злым и добрым "полицейскими"

Премьер-министр Биньямин Нетаниягу заявил во вторник, 11 марта, что мирное соглашение не будет подписано, если палестинская сторона не признает государство Израиль еврейским государством и не откажется от права палестинских беженцев на возвращение. "Они заявляют, что никогда не признают еврейское государство и никогда не откажутся от права палестинских беженцев на возвращение, - заявил премьер-министр в эфире радио "Коль Исраэль". - Я хочу, чтобы всем было ясно, я не приму никакое соглашение, которое не включает в себя отказ палестинцев от права на возвращение и не признает еврейский характер государства Израиль. Это основополагающие условия. Они полностью законны и необходимы для обеспечения безопасности Израиля".

Ранее палестинская сторона отказалась принимать условия Израиля. Член ЦК ФАТХа Набиль Шаат провозгласил, что требования Нетаниягу неприемлемы. Напомним, 4 марта на конференции ЭЙПАК в Вашингтоне премьер-министр публично предложил Махмуду Аббасу признать Израиль еврейским государством и положить тем самым конец долгому конфликту. (9tv.co.il)

Портал mignews.com опубликовал аналитическую статью Ирины Петровой под заголовком "Между злым и добрым "полицейскими""

И без того запутанный клубок палестино-израильских отношений осложнился неожиданным конфликтом между двумя главными миротворцами, Бараком Обамой и госсекретарем Джоном Керри. Как заявляют в Госдепартаменте США действия президента подрывают усилия и достижения Керри в деле ближневосточного урегулирования.

Поводом стало интервью Обамы телеканалу Bloomberg, в котором он жестко высказался в адрес позиции израильского премьера Нетаниягу. По мнению Керри и его сотрудников, такое интервью может негативно сказаться на доверии Израиля к США. Особое возмущение вызвал тот факт, что президент даже не предупредил главу Госдепартамента о том, что собирается говорить со СМИ на тему палестино-израильского урегулирования.

Интервью Обамы вышло в эфир 3 марта, когда Нетаниягу направлялся в США. Несомненно, оно должно было создать соответствующую атмосферу на встрече двух лидеров. Риторические вопросы: "Готовы ли вы продолжать оккупацию Западного берега? Ограничиваете ли вы свободу передвижения для палестинцев? Ограничиваете ли вы права израильских арабов?" уже содержат в себе обвинения. Нетаниягу предлагалось выдвинуть альтернативный план, если он не приемлет рамочное соглашение Керри. Ему указывали, что лучше заключить соглашение с "умеренным" Аббасом, чем иметь дело с его преемником, который может оказаться еще более несговорчивым. Обама предупреждал, что время, отпущенное Израилю (именно Израилю, а не обеим сторонам) на достижение соглашения о создании палестинского государства, истекает и критиковал продолжение строительства за "зеленой чертой". Не обошлось и без угроз: по словам американского президента, упрямство Израиля скажется на его международном положении и затруднит его защиту в ООН со стороны США.

Обозреватели говорят о серьезных разногласиях между Обамой и Керри. Корни конфликта восходят к сирийскому вопросу - госсекретарь считает, что Белый дом занял пассивную позицию в отношении Дамаска, и это идет во вред интересам США. Собственно, Обаме не осталось иного выхода, как компенсировать за счет Израиля свои провалы в Сирии и неспособность остановить ядерную программу Ирана. Именно поэтому он бесцеремонно вмешивается в процесс, практически сорванный, по его словам, Джоном Керри. Поводом для такого упрека стала встреча Керри и Аббаса в Париже, на которой глава ПНА назвал проект рамочного соглашения неприемлемым, а идею создать столицу Палестинского государства в иерусалимском пригороде Бейт-Ханина - безумием.

Есть мнение, что Обама решил поиграть в "плохого полицейского". Это не означает, что Керри - "хороший полицейский". К своей посреднической миссии он относится практично, не испытывая симпатии ни к одной из сторон. Но Керри действует как профессиональный дипломат и исходит из того, что для заключения сделки должны быть учтены интересы обоих участников. Его неустанные визиты на Ближний Восток направлены на то, чтобы каким-то образом привести эти интересы к общему знаменателю. Его несомненная заслуга в том, что переговоры начались.

Обама же считает, что можно добиться результата жестким давлением. Видимо, Нобелевскому лауреату мира не дают покоя лавры Картера и Клинтона, при которых на Ближнем Востоке были заключены важные соглашения. Не последнюю роль играет его личная неприязнь к Нетаниягу. Сегодня многие в США считают, что позиция президента продиктована его амбициями и пристрастиями и противоречит американским интересам. Среди обозревателей нет единого мнения о том, как повлияли на поведение Обамы украинские события. Одни полагают, угроза войны в Европе гораздо опаснее для Обамы, чем привычные проблемы Ближнего Востока. Поэтому выступление президента накануне встречи с Нетаниягу прозвучало более сдержанно, чем скандальное интервью. Однако некоторые считают, что причиной резких заявлений Обамы стал как раз украинский кризис. Мол, президент давал интервью, зная о вторжении российских войск в Крым, означающем, что Россия демонстративно проигнорировала международный авторитет США. Уже не в первый раз пасуя перед Путиным, Обама решил отыграться на израильском премьере.

Представители ПНА почувствовали поддержку и намерены использовать ее по максимуму. Обама не впервые подсказывает палестинцам новые требования. Так было в 2009 году, когда глава Белого дома предложил полностью ликвидировать еврейские поселения на Западном берегу. Сегодня Аббас ухватился за угрозу международной изоляции Израиля и, очевидно, будет развивать эту идею в своих очередных обращениях в ООН. Переговоры уже объявлены палестинской стороной сорванными по вине Израиля; они возобновятся лишь, когда Иерусалим выполнит все палестинские требования. Хотя, скорее всего, наши партнеры удовлетворятся отдельными "жестами доброй воли" вроде освобождения новых партий террористов.

Нетаниягу, возвращаясь из Вашингтона, дал одно из редких интервью израильским СМИ, высказавшись на редкость лаконично: он заявил, что не обещал заморозить строительство поселений, не подпишет соглашение, угрожающее безопасности Израиля, и постарается избежать одностороннего отступления. Из этого можно сделать вывод, что израильский премьер постарался избежать острых вопросов в разговоре с Обамой. Вероятно, он надеется на поддержку Керри - не потому что тот является другом Израиля, а потому что в его подходе пока что больше здравого смысла и логики.

Но и Керри может стать объектом давления. Вряд ли он пойдет на углубление конфликта с президентом; скорее, наоборот, госсекретарь постарается изменить рамочное соглашение, подстроив его под позицию Обамы. Не случайно Госдепартамент уже заявил, что признание Израиля как еврейского государства не может быть навязано палестинцам как предварительное условие для прямых переговоров. Так что возвращение "доброго полицейского" вряд ли изменит положение Израиля, которому стоит рассчитывать только на себя. (mignews.com)

Второй канал израильского телевидения сообщил, что премьер-министр Биньямин Нетаниягу, изучая возможные варианты решения израильско-палестинского конфликта, обратился к модели, реализованной на голландско-бельгийской границе. Там в муниципальном совете Баарле-Нассау существуют 22 бельгийских эксклава на нидерландской территории, площадь некоторых из которых не превышает нескольких сотен квадратных метров. Такая нарезка земельных участков унаследована от Средних веков, когда лендлорды, земли которых впоследствии вошли в состав каждого из двух европейских королевств, обменивали и продавали свои владения. Информация о таком решении заинтересовала и печать двух упомянутых королевств, сообщающую о нем с изрядной долей иронии. Нетаниягу, согласно сообщению 2-го канала, предложил секретарю своего кабинета Авихаю Мандельблиту проверить возможность реализации подобной модели в случае предполагаемых израильско-палестинских договоренностей.

Израильская пресса, впрочем, отмечает, что на такое решение никогда не пойдут палестинцы, настаивающие на территориальной целостности и непрерывности своего будущего государства. Высказались о нем и специалисты в области безопасности. Так, цитируются слова бывшего командира спецназа ЦАХАЛа и депутата Кнессета от партии "Авода" Омера Бар-Лева: "Идея эксклавов безумна с точки зрения безопасности. Я надеюсь, что премьер-министр не обдумывает ее серьезно, потому что она опасна для безопасности израильских граждан, которые останутся в таких теоретических анклавах". Канцелярия Нетаниягу пока никак не прокомментировала информацию о приписываемой ему идее. (news.israelinfo.ru)

Безопасность: США выдали полмиллиарда на поддержку производства систем "Железный купол"

Через несколько дней после визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу в Вашингтон и его встречи с президентом США Бараком Обамой агентство по противоракетной обороне США перевело Израилю 429 миллионов долларов. В заявлении агентства в связи с этим говорится: "Соединенные Штаты и Государство Израиль 5 марта заключили соглашение о продолжении поддержки производства систем "Железный Купол". В заявлении также говорится: "Железный Купол", способный перехватывать ракеты малой дальности и артиллерийские снаряды, изменил правила игры. Он превратился в бесценный компонент израильской системы обороны, сохраняющий жизни израильтян. Соглашение подтверждает продолжение финансирования со стороны США проекта, и создает значительные возможности для совместной продукции в американской индустрии. Соглашение имеет стратегическое значение для обеих наций". (mignews.com)

Бригадный генерал Джон Шэплэнд, военный атташе американского посольства в Израиле, выступая на конференции по безопасности в Тель-Авиве, предложил создать совместную многоуровневую систему ПРО Израиля, Иордании и Египта. Шэплэнд сказал: "Если мы сможем создать региональную оборонительную возможность, скажем, в Иордании, эта возможность легко прикроет израильскую территорию, а также территорию Египта".

Шэплэнд поспешил заверить собравшихся, что это - лишь идея для обсуждения. Глава Организации Противоракетной Обороны Израиля Яир Рамати в ответ сказал: "Политика израильского министерства обороны всегда заключалась в сотрудничестве со странами региона, в том числе и с упомянутыми государствами". Следует отметить, что и Египет, и Иордания подписали мирные договоры с Израилем. Рамати, однако, отказался комментировать спекуляции журналистов о том, что часть Иордании уже прикрыта израильским противоракетным зонтиком. Он только сказал: "Я не собираюсь тут с вами обсуждать карты оперативного развертывания".(mignews.com)

11 марта около 22:30 в районе Шеар ха-Негев сработала система раннего оповещения о ракетных обстрелах "Цева Адом", после чего был слышен взрыв. Сообщений о пострадавших или причиненном ущербе не поступало. По предварительной информации, ракета разорвалась в районе Сдерота на незаселенной территории. (9tv.co.il)

После демонстрации (10.03) захваченного оружия, судно KLOS-C покинуло Эйлат. Освобождены все 17 членов экипажа, поскольку в ЦАХАЛе пришли к выводу, что они ничего не знали о характере перевозимого груза. Экипажу в дорогу выдано продовольствие, фрукты, овощи и напитки. Между тем по всем международным законам по крайней мере капитан KLOS-C должен был знать, что грузится на борт. Свидетельства экипажа могли стать решающим доказательством причастности Ирана к отправке оружия, однако сообщение о том, что матросы ни при чем, появилось практически сразу после захвата судна. (isra.com)

Пресс-служба ЦАХАЛа представила во вторник, 11 марта, предварительные выводы относительно вооруженного инцидента на мосту Алленби. Приводим текст этого заключения: "Завершено всестороннее расследование в отношении вчерашнего инцидента на мосту Алленби. Расследование включает в себя обширный опрос свидетелей сотрудниками службы безопасности.

Предварительное заключение о расследовании указывает, что террорист атаковал солдат. Он бросился на израильских военнослужащих с криками "Аллах Акбар", в руках у него был кусок металлической арматуры. Он предпринял попытку захватить оружие одного из солдата, что побудило остальных отреагировать соответствующим образом. выстрели производились по нижним конечностям нападавшего, в полном соответствии со стандартными рабочими процедурами. Но подозреваемый стал душить солдата, поэтому пришлось открывать огонь еще раз, но уже на поражение. Расследование, которое проводит корпус военной полиции, продолжается". (mignews.com)

Общество: почему вопрос, какой город является столицей Израиля, ставит всех в тупик?

Кнессет большинством в 67 голосов при нулевом противодействии принял "Закон о стабильности власти". Оппозиция в зале заседаний не присутствовала, бойкотируя голосование. Теперь электоральный барьер на выборах в Кнессет будет составлять 3.25%, число министров не превысит 18-ти, замминистров будет не более четырех, а посты министров без портфеля вообще упразднят.

Ключевым пунктом закона является повышение электорального барьера, которое по мысли, если можно так выразиться, авторов закона должно укрепить власть и снять влияние мелких партий, которые мешают большим принимать исторические решения. Однако легко определить, что если бы новая норма действовала на прошлых выборах, состав правительственной коалиции остался бы прежним со всеми вытекающими последствиями в плане ее способностей.

От новых норм должны пострадать прежде всего арабские партии, одна из которых имеет три депутата при том, что отныне партиям нужно набрать четыре мандата, чтобы пройти в Кнессет. Еще две арабские партии, имеющие сегодня по четыре мандата, оказываются на грани непопадания в Кнессет. Арабским партиям на следующих выборах придется, по-видимому, объединяться, и это может принести им в совокупности даже больше мест в Кнессете, чем у них есть сегодня. В этом случае "исторический закон" вообще потеряет всякое значение, но сегодня депутаты по причине своего природного оптимизма все-таки надеются на лучшее. (isra.com)

Парламентская комиссия по здравоохранению приняла сегодня решение поднять цены на услуги "скорой помощи" на 5,7%. Повышение цен принесет в казну МАДА примерно 10 миллионов шекелей в год. По информации портала Ynet, рост цен стал следствием отказа Минфина Израиля увеличить ассигнования на экстренные медицинские услуги. Министерство здравоохранения также отказывает выделить дополнительные средства на "скорую помощь". Вместе с тем растущий дефицит бюджета МАДА вынудил руководство организации и Минздрав обратиться к Кнессету с просьбой повысить тарифы для населения.

Депутаты посетовали на невнимание государства, однако одобрили предлагаемое повышение цен. Уже с завтрашнего дня стоимость вызова машины "скорой помощи" в крупных городах страны, где поездка до больницы составляет до 20 километров, составит 377 вместо сегодняшних 357 шекелей. При поездке в 100 километров пациенты будут вынуждены внести на счет МАДА 1586 вместо сегодняшних 1500 шекелей. В том случае, если пациент проживает на расстоянии более 45 километров от больницы, стоимость вызова составит 586 вместо сегодняшних 554 шекелей. Все эти тарифы действительны для дневных вызовов. В то же время ночной вызов на расстоянии более 45 километров от больницы обойдется гражданам в 703 вместо 666 шекелей. Жертвы ДТП, которым потребуется срочная помощь, должны будут заплатить МАДА 705 вместо сегодняшних 667 шекелей. Отмечается, что примерно половина вызовов МАДА оплачивается за счет больничных касс, членами которых являются пациенты "скорой помощи". (orbita.co.il)

В двух израильских городах - Нацерете (Назарет) и Бейт-Шемеше проходят повторные выборы. Результаты предыдущего голосования, состоявшегося в этих населенных пунктах в октябре минувшего года, были признаны недействительными. В Нацерете за пост главы муниципалитета борются Али Салам и Рамаз Джерайси, в Бейт-Шемеше - Моше Абутбуль и Эли Коэн. Напомним, по решению суда результаты выборов в Бейт-Шемеше были аннулированы в связи с многочисленными нарушениями со стороны команды действующего мэра Моше Абутбуля, представляющего интересы ультраортодоксальной общины города. В Нацерете перевыборы были назначены из-за ошибки при подсчете голосов. (9tv.co.il)

Портал 9tv.co.il опубликовал статью Романа Янушевского под заголовком "Столица Израиля: Иерусалим или Тель-Авив?"

Если спросить рядового пользователя сети, какой город является столицей Израиля, то многих этот вопрос ставит тупик. Кто-то скажет Иерусалим, а кто-то назовет Тель-Авив.

Тель-Авив

Обращение к официальным источникам запутывает еще больше. В российских новостях может фигурировать тот или другой город - в зависимости от политики редакции, но в государственных СМИ всегда называют Тель-Авив. А как же правильно? В Иерусалиме сейчас нет ни одного иностранного посольства. Большинство из них сосредоточены в Тель-Авиве или окрестностях, за редким исключением - Парагвая и Боливии, разместивших свои дипломатические представительства в Мевасерет-Ционе, ближайшем пригороде Иерусалима. Посольства РФ, Франции, Великобритании и США находятся в двух шагах от тель-авивского пляжа. В Иерусалиме находится только генеральное консульство США, но не российское. Так значит Тель-Авив?

Иерусалим

Вовсе нет. Израиль называет своей столицей город Иерусалим. Израильский парламент Кнессет, Верховный суд, все министерства и резиденция президента находятся в Иерусалиме. Здесь по воскресеньям рабочую неделю открывает заседание правительства. Иностранные дипломаты часто ездят на приемы из Тель-Авива в Иерусалим. Ведь именно там работает премьер-министр Израиля.

30 июля 1980 года Кнессет принял Закон об Иерусалиме, столице Израиля, который гласит: "Иерусалим, единый и неделимый, есть столица Израиля". Этот закон получил статус основного закона, приравненного к конституционному, то есть отменить его сложнее, чем обычный закон.

Откуда взялась эта двойственность?

Иерусалим является одним из древнейших городов Ближнего Востока и мира. Первое поселение здесь возникло в IV тысячелетии до н.э. Еврейским этот город стал в XI веке до н.э. Здесь находились оба Храма, без которого полная реализация иудаизма невозможна, потому что немалая часть из 613 обязательных для исполнения иудеями заповедей связаны с этим местом. Поэтому этот город называют священным.

В 70 году н.э. был разрушен Второй Храм, а в 135 году н.э. с подавлением римлянами восстания Бар-Кохбы большая часть еврейского народа оказалась за пределами своей родины. Массово евреи начали возвращаться "к Сиону" в XIX веке. Иерусалим тогда принадлежал туркам, а потом контролировался Британским мандатом в Палестине. План Лиги Наций 1947 года подразумевал, что территория Палестины будет разделена между евреями и арабами, а Иерусалим и его окрестности, включая Бейт-Лехем, будут включены в особую территорию, находящуюся под международным контролем. Евреи после некоторых колебаний план приняли, арабы отвергли.

В мае 1948 года Израиль провозгласил независимость, и началась война. Когда боевые действия завершились и дым над полями сражений развеялся, выяснилось, что западная половина Иерусалима находится под контролем израильтян, а восточная, включая Старый город, - в руках арабов-трансиорданцев. Последние поспешили взорвать синагоги, находившиеся в Еврейском квартале Старого города, а его население - изгнать. В 1950 году Трансиордания в одностороннем порядке аннексировала территорию Восточного Иерусалима. Законность этого шага признали только три страны - Великобритания, Пакистан и СССР.

Декларация независимости Израиля была зачитана на крыльце дома первого мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа. Здесь заседал Совет народа с Давидом Бен-Гурионом во главе, который постановил, что Тель-Авив станет временной столицей еврейского государства до тех пор, пока не появится возможность переехать в Иерусалим. Самое первое заседание Кнессета, который назывался поначалу Учредительным собранием, прошло в здании Еврейского агентства ("Сохнут") в Иерусалиме. Но из-за боевых действий израильский парламент был вынужден на девять месяцев переехать в Тель-Авив. Парламентарии заседали сначала в доме гостеприимного мэра, затем ютились в здании кинотеатра "Кесем" и близлежащей гостиницы "Сан-Ремо", на месте которых в 1993 году был возведен офисно-жилой комплекс "Мигдаль ха-Опера".

5 декабря 1949 года израильское правительство постановило, что Иерусалим является столицей Израиля. Через три недели - 26 декабря 1949 года Кнессет торжественно сменил прописку - на иерусалимскую. Разумеется, речь шла только о западной части города. Благодаря усилиям израильских дипломатов, 24 государства перенесли сюда свои посольства. Правда, среди них не было США и ведущих европейских держав. По результатам Шестидневной войны 1967 года Израиль получил обе части Иерусалима под свой контроль и распространил суверенитет на всю территорию города. Поначалу местные жители отказывались от израильского гражданства, надеясь на возвращение Иордании, но со временем все же приняли его.

В конце 1970-х годов резко увеличилось политическое давление на Израиль, в котором принимал активное участие блок неприсоединившихся стран, где задавали тон арабские и исламские государства. На шестой Конференции руководителей неприсоединившихся стран был принят протокол, где говорилось, что "город Иерусалим является неотъемлемой частью оккупированной Палестины. Он должен быть полностью покинут и безоговорочно передан под арабский суверенитет".

Эти протоколы были датированы 22 июля 1980 года, и они вынудили Израиль расставить все точки над "и" в вопросе статуса города. Через восемь дней Кнессет принял Основной закон об Иерусалиме, который утверждал статус города как израильской столицы и устанавливал охрану святых мест трех авраамических религий от осквернения и от любого действия, способного оскорбить чувства верующих. Совет Безопасности ООН в резолюции 478 признал это действие незаконным. Резолюция носила только рекомендательный характер, но она призвала страны, посольства которых находились в Священном городе, покинуть его. 13 государств прислушались и перевели посольства в Тель-Авив в том же году. За ними постепенно последовали и другие страны. Последними в 2006 году Иерусалим покинули Коста-Рика и Эль-Сальвадор.

В 1988 году иорданцы отказались от своих мало кем признанных прав на Иудею и Самарию в пользу будущего палестинского государства. В результате, палестинцы начали претендовать на Восточный Иерусалим в качестве столицы их еще не созданного государства. Позицию палестинцев поддерживают другие арабские и исламские государства, что вносит дополнительную путаницу в нашем вопросе. Сегодня Иерусалим - это одна из ключевых тем палестино-израильских переговоров.

Сегодня

Приморский Тель-Авив превратился в экономический центр Израиля. Но израильтянам важно, чтобы именно Иерусалим оставался духовной и политической столицей страны. Поэтому к Тель-Авиву не присоединяют города-спутники, фактически вросшие в него - Бат-Ям, Холон, Рамат-Ган, Гиватаим и другие, а к Хайфе - Крайот. Тем самым подчеркивается статус Иерусалима как самого населенного города страны. В 2013 году Иерусалим насчитывает более 800 тысяч жителей, 64 процента из которых - израильтяне-евреи. Можно по-разному относиться к Израилю и признавать или не признавать Иерусалим столицей еврейского государства. Но упоминание Тель-Авива в качестве израильской столицы говорит либо о незнании исторических фактов, либо о непорядочности. Поэтому из этических и профессиональных соображений стоит обходиться без упоминания названия израильской столицы, чем писать заведомую ложь.

Также не было прецедентов в истории, когда кто-либо покушался на право государства определять свою столицу. И тем более, чтобы это право оспаривалось не государством, а национальной автономией, возникшей намного позже как города, так и государства. Право определять, какой город является столицей - неотъемлемая часть суверенитета государства. Оспаривая это право, фактически оспаривается суверенитет страны. Но бессмысленно и абсурдно делать это с самодостаточным и успешным государством, признанным мировым сообществом и существующим более полувека. (9tv.co.il)