Референдум в Крыму будет решать и будущее Абхазии и Южной Осетии
Москва, 12 марта, 2014, 15:03 — ИА Регнум. В связи с референдумом о статусе Крыма, который состоится 16 марта, в Абхазии и Южной Осетии активизировалась дискуссия о дальнейшем статусе этих закавказских республик.
Компартия Южной Осетии 11 марта обратилась к фракции коммунистов в Госдуме РФ с просьбой инициировать в законопроект о вхождении Крыма в состав России поправки, "которые бы позволили упростить возможность и другим государствам войти в состав Российской Федерации". В "Единой Осетии", выступившей в январе с инициативой о проведении референдума о воссоединении с Северной Осетией и вхождении в состав РФ, заявили о намерении заново поднять вопрос проведения референдума. У этой идеи есть свои сторонники, но есть и те, кто посчитал проведение такого референдума преждевременным и не отвечающим геополитическим интересам Республики. Президент Южной Осетии, ряд государственных деятелей выступили за сохранение независимости Республики. Глава Северной Осетии
При этом те, кто считает, что государственность РЮО должна сохраниться и развиваться, поддерживают проведение референдума в Крыму. В том числе, лидер партии "Новая Осетия", и.о. министра иностранных дел РЮО
Посол РЮО в РФ
В Абхазии тем, кто заговорил о вхождении в состав России в качестве субъекта Федерации, возражает в Facebook журналист, блогер
Журналист
Как заявил ИА REGNUM руководитель аналитического агентства "Alte et Certe"
Но ситуация глубже, обращает внимание эксперт. "Если правила будут верны для всех, если Южная Осетия может так присоединиться к России, то в Южной Осетии есть свой грузинонаселенный регион - Ленингорский, там от 55 до 60% грузин. Если он проголосует за присоединение к Грузии, почему бы этому району не присоединиться к Грузии? Готова ли Южная Осетия присоединиться к России за счет потери Ленингорского района? Готова ли Абхазия сохранить свою государственность при условии отхода от нее грузинонаселенного Гальского района? Думаю, что нет", - сказал эксперт.
"И если в Южной Осетии мы наблюдаем полувосторженные кухонные (кухонные, поскольку официальной реакции нет) настроения, в Абхазии эти настроения немного тревожны. Тревожны в двух позициях, абхазы начинают бояться, что их заставят делать референдум, голосовать за присоединение к России и, во-вторых, что они могут потерять Гальский район. Это привело к тому, что министр иностранных дел Абхазии
При условии, что референдум выскажется за присоединение Крыма к России и при условии, что Россия скажет "да", мы станем свидетелями серьезных изменений политической карты мира, кроме Южной Осетии и Абхазии, "получат некую перспективу" Карабах и Приднестровье, те территории, которые очень сильно обособились, сказал Епифанцев. Но, по его словам, "можно назвать еще и другие территории, где возникнут некие идеи, можно говорить о Северном Казахстане, можно говорить о самой Украине, о самых западных территориях, населенных русинами, венграми и т.д."
Территориальные споры - это вполне привычная часть современного политического ландшафта, отмечает доцент кафедры государствоведения и права МИГСУ РАНХиГС Кира Сазонова. "Зачастую они связаны с вопросом о территориальной принадлежности части государства, как, например, в случае спора Российской Федерации и Японии о статусе Курильских островов. Устав ООН 1945 г. предписывает разрешение подобных споров исключительно мирными средствами, такими как переговоры и консультации, а также через обращение в Международный Суд ООН. Наличие подобных споров не препятствует добрососедским отношениям между государствами", - сказала она.
Ситуация с отделением части территории и образования нового государства значительно сложнее, так как ключевым вопросом будет вопрос признания данного государства другими субъектами международного права. "Классическим примером является ситуация с Абхазией и Южной Осетией, с одной стороны, и Республикой Косово, с другой стороны, когда вопрос о признании или непризнании решается государствами в зависимости от собственных внешнеполитических интересов, и "жонглирование" принципами территориальной целостности государств и принципом права народа на самоопределение", - сказала Сазонова.
Относительно референдума в Крыму эксперт заявила, что "в ситуации гражданской войны вообще сложно говорить о праве, однако в данном случае референдум - это оптимальная форма отражения волеизъявления народа". "По-крайней мере, к праву он имеет значительно большее отношение, чем те разноголосые выкрики на Майдане, с помощью которых "избиралась" новая киевская власть", - считает Сазонова.
Для того, чтобы остаться в рамках правового поля, по мнению Сазоновой, необходимо добавить к вопросам, выносимым на референдум, вопрос о независимости Крыма как самостоятельного государства. Далее после объявления республики Крым независимым государством должно последовать признание Крыма Российской Федерацией. Третьим шагом, по словам эксперта, должно стать выдвижение инициативы со стороны Крыма о вхождении в состав России. Далее в случае положительного ответа России - вхождение Крыма в состав Российской Федерации. Сазонова подчеркнула, что "для Крыма крайне нежелательно пропускать стадию, пусть и кратковременную, независимого государства".
ИА REGNUM уже сообщало, что 6 марта
11 марта постановлением Верховного совета Крыма принята Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, в соответствии с которой в случае принятия на референдуме 16 марта решения о вхождении в состав России Крым будет объявлен независимым и суверенным государством с республиканской формой правления.
МИД РФ уже заявил, что принятие парламентом Крыма декларации о независимости абсолютно правомерно. Международный суд ранее подтвердил, что одностороннее провозглашение независимости частью государства не нарушает нормы международного права, отмечают в российском МИДе.