Румыния крайне озабочена возможностью формирования "связки, пояса замороженных конфликтов - от Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии, затем в Крыму и через Одессу в Приднестровье". Об этом заявил 11 марта в эфире радиостанции RFI по итогам визита в Киев глава МИД Румынии Титус Корлэцян.

По его словам, данная проблематика, с особым упором на ситуацию в Крыму и Приднестровье, подробно обсуждалась в ходе его визита на Украину 10 марта. "Да, существует схожая типология, которая использовалась каждый раз Российской Федерацией для так называемого права на вмешательство для защиты родственных меньшинств или собственных граждан, находящихся на территории другой страны", - заявил глава МИД Румынии.

Он поддержал действия Киева по усилению контроля на границе с Приднестровьем. "Из Приднестровья происходило перемещение провокаторских элементов в другие регионы, в том числе Крым (премьер-министр Молдавии Юрий Лянкэ на пресс-конференции 10 марта назвал безосновательными и провокационными утверждения о возможности участия российских войск в Приднестровье и силовых структур самой ПМР в дестабилизации ситуации в соседних регионах Украины - прим. ИА REGNUM), - утверждает Корлэцян. - Так что есть значительная обеспокоенность и необходимость внимательного и непрерывного отслеживания развития ситуации. Надеемся, что твердая политическая позиция ЕС и НАТО позволит сдерживать любые намерения в этом отношении".

Глава МИД Румынии также заявил, что работа в формате молдавско-приднестровского урегулирования "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) в настоящий момент невозможна. "Думается, что в настоящее время необходимо сконцентрироваться на процессе нормализации политической ситуации на Украине... В настоящий момент, в такой горячей ситуации, упражнение "5+2" невозможно. То есть необходимо, чтобы ситуация в регионе успокоилась, нормализовалась, чтобы затем посмотреть, какие существуют возможности для возобновления политического диалога", - полагает Титус Корлэцян.

Он также подтвердил, что Румыния поддерживает "суверенитет и территориальную целостность" Украины и заранее "не признает" референдум о самоопределении Крыма, а также призывает к политическому разрешению кризиса на Украине. Министр также сообщил, что в ходе его визита в Киев было подписано "соглашение о мерах по укреплению доверия и безопасности" между Украиной и Румынией.

ИА REGNUM напоминает, что Украина наряду с Молдавией сама является объектом экспансии Румынии на протяжении всего периода независимости. При этом в качестве повода и оправдания политики экспансии на оккупированные Румынией в 1918-1940 и 1941-1944 гг. территории Северной Буковины, Герцевского округа, а также Бессарабии и Приднестровья Бухарест использует как раз проживание там "румын", к коим Румыния причисляет также и молдаван, которым она отказывает в праве на этническую и языковую идентичность.

Справка ИА REGNUM: Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным молдавским Национальным бюро статистики, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население Бессарабии и Буковины "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.