Заявление премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о возможной отставке и полном уходе из политики вовсе не значат, что он и вправду это сделает. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, тюрколог Виктор Надеин-Раевский. По его мнению, слова турецкого премьера могут быть проверкой позиций.

Напомним, Эрдоган 5 марта заявил о готовности уйти в отставку, если правящая Партия справедливости и развития не получит большинства голосов на предстоящих 30 марта местных выборах. "Я готов уйти из политики, если моя партия не победит на выборах", - сказал он на встрече с представителями местных СМИ в Анкаре.

Надеин-Раевский отметил, что не стоит вслепую доверять словам турецкого премьера. "Изначально не стоит исключать, что заявление Эрдогана серьезно и правдиво. Однако Реджеп Эрдоган - говорливый товарищ, любящий делать различные заявления. Последующий отказ от этих заявлений и разворот на 180 градусов - для него это в порядке вещей. Сегодня у турецкого премьера серьезные проблемы с рейтингом внутри страны, и, возможно, таким образом он решил пустить пробный шар и проверить, насколько крепки его позиции в глазах партии, какова реальная поддержка со стороны общества, и сколько пороха осталось в пороховницах", - сказал эксперт.

Одновременно тюрколог указал на последние из возможных объяснений словам Эрдогана. "Как бы парадоксально это ни звучало, сегодня рейтинги правящей Партии справедливости и развития (AKP) говорят о том, что она не проиграет выборы. Несмотря на скандал с парком Гези летом прошлого года и последовавшие за ним волнения по всей стране, несмотря на резонансную антикоррупционную кампанию в декабре 2013-го, вопреки скандалу с прослушиванием разговоров Эрдогана с сыном о миллионах евро, AKP пока удерживает позиции лидирующей политической силы. Расчет премьера может заключаться в расстановке всех точек над "i" через победу на выборах", - заметил собеседник.

По мнению научного сотрудника ИМЭМО РАН, на сегодняшний день самой реальной угрозой для Эрдогана как политика является противостояние с влиятельным турецким общественно-религиозным деятелем, основателем движения "Хизмет" Фетуллой Гюленом, ныне проживающим в США. "Гюлен бросил перчатку турецкому премьеру. У Гюлена много сторонников в турецких правящих кругах, он весьма могущественный противник. О том, насколько реальна угроза, и насколько серьезно к ней отнеслись в команде Эрдогана, говорить не приходится. Одно только решение парламента Турции о закрытии частных подготовительных школ Гюлена говорит само за себя. Но не все еще ясно, не все карты на столе - идет процесс раскола турецких элит, который еще не окончен. От исхода борьбы Гюлен-Эрдоган зависит дальнейшая судьба последнего как политика", - заметил он.

Что касается возможных вариантов развития сценария "Турция без Эрдогана", Виктор Надеин-Раевский отметил, что устранив Эрдогана с должности премьера, Гюлен всех своих проблем не решит. "Во-первых, еще не поставлен окончательный крест на идее ротации в турецкой власти премьера и президента. Ни для кого не секрет, что Эрдоган планировал поменяться ролями с президентом Турции Абдуллой Гюлем, поставив того на место премьера, а сам заняв кресло президента, но с расширенными полномочиями. Правда, для этого придется менять Конституцию, что уже само по себе серьезное препятствие. Кроме того, Абдулла Гюль, в свою очередь, в последнее время ведет себя не так "покладисто", как бы того хотелось Эрдогану. Например, в случае с волнениями из-за парка Гези президент Гюль сразу заявил, что необходимо прислушаться к голосу народа, в то время как Эрдоган говорил об этом самом народе не иначе как о "паре десятков каких-то хулиганов", - напомнил эксперт.

В том случае, уверен Надеин-Раевский, если Гюлен сумеет полностью оставить противника за пределами турецкой политической арены, ему придется столкнуться с проблемами иного рода. "Вместо мощного и харизматичного, но одного-единственного Эрдогана ему придется тягаться силами с кемалистами (Народно-республиканская партия Турции, CHP), радикал-националистами (Партия национального движения, MHP), а также курдами, с которыми придется туже всего. Оптимальным вариантом для Фетуллы Гюлена будет попытка помириться с AKP без Эрдогана. Но у правящей ныне партии нет больше таких харизматичных личностей, как действующих премьер-министр. Разве что Абдулла Гюль, но и он не совсем гюленовец, с ним тоже придется искать общий язык", - заметил он.

В целом, по оценке Виктора Надеина Раевского, независимо от того, какой из этих вариантов в его первичной или модифицированной версии будет претворен в жизнь, в Турции наступает период повышенного политического напряжения, который разрешится уже не 30 марта, а на следующих парламентских и президентских выборах. "Прогнозировать на несколько лет вперед - неблагодарное дело, но если Гюлену удастся отстранить Эрдогана, а нынешняя турецкая оппозиция всерьез возьмется за построение предвыборных блоков (курды-кемалисты, например), то на следующих выборах мы можем стать свидетелями коренных трансформаций в турецком внутриполитическом раскладе", - резюмировал он.