О реализации ответственности США и НАТО за ликвидацию планетарного центра наркопроизводства в Афганистане заявил 5 марта председатель ГАК, директор ФСКН России Виктор Иванов на заседании Государственного антинаркотического комитета по теме "Об инициативах России по обеспечению антинаркотической безопасности с учетом вывода Международных сил содействия безопасности из Афганистана". Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Мир стоит на пороге чрезвычайной ситуации в Афганистане, откуда выводятся Международные силы содействия безопасности, а по сути НАТО, которое 11 августа 2003 года самовольно приняло на себя командование этими Силами, и где миру и России остаётся в наследство выпестованное США и НАТО планетарное по масштабу наркопроизводство, отметил Иванов. И напомнил, что с момента начала операции "Несокрушимая свобода" в октябре 2001 года ООН объективно зарегистрирован взрывной и катастрофический рост наркопроизводства в Афганистане. Объёмы производства героина выросли более чем в 40 раз. По данным УНП ООН, площади посевов опийного мака в Афганистане только за минувший год выросли с 150 тысяч гектаров до 209 тысяч гектаров, т.е. на 36%. Или, исторически, при талибах посевные площади с 63 тысяч га в 1998 году к 2001 году сократились до 8 тысяч га - в 8 раз, а за период операции "Несокрушимая свобода" они увеличились до беспрецедентного исторического максимума - 209 тысяч га, то есть возросли в 26 раз. Это, по сути, означает рост в 26 раз самой социальной базы наркопроизводства, то есть количество крестьян, вовлечённых в эту криминальную активность, превышает 3 миллиона человек.

Кроме того, сам Афганистан стал первым в мире потребителем героина.

Таким образом, главный и впечатляющий итог военной операции "Несокрушимая свобода" - это трансформация Афганистана в планетарное по масштабу наркогосударство, которое одно сегодня производит в 2 раза больше опиатов, чем 10 лет назад производил весь мир.

А Россия через афганский героин и гашиш превращена по сути в заложника геополитической активности США в регионе, подчеркнул руководитель ФСКН.

Предельно откровенные, даже беспощадные оценки по провалу антинаркотических усилий США дали недавно высокопоставленные чиновники и политики США.

Вашингтон и Брюссель, отмечая, с одной стороны, беспрецедентный рост наркопроизводства за время своего пребывания в Афганистане, с другой стороны - сбрасывают ответственность на местное правительство, оставляя тем самым выпестованного наркомонстра Афганистану, России, да и всему миру, а себе - 9 крупных военных баз в этой стране.

США и НАТО несут прямую ответственность за катастрофический рост наркопроизводства в Афганистане и за отказ от его ликвидации, заключил Иванов.

Он также напомнил, что конкретный план ликвидации афганского наркопроизводства "Радуга-2", предложенный Россией государствам НАТО, до сих пор игнорируется хозяевами положения в Афганистане. И процитировал ответ официального представителя Североатлантического Альянса Джеймса Аппатурая (ныне спецпредставителя НАТО по Кавказу и Центральной Азии): "Мы не можем допустить того, чтобы людей во второй по бедности стране мира лишить их единственного источника дохода, самих базовых средств к существованию, а предоставить взамен им нам нечего. Это просто невозможно".

Это уже следует квалифицировать не просто как саботаж, но и оправдание существования планетарного наркопроизводства в Афганистане, уверен Иванов. По его мнению, России необходимо заставить НАТО признать факт безответственности по отношению к возникновению и существованию планетарного центра наркопроизводства в Афганистане. Проблема афганского наркопроизводства должна стать центральным пунктом российско-американских и российско-НАТОвских отношений, по сути, новой глобальной политической повесткой. Частичной компенсацией за безответственное бездействие НАТО в течение 14 лет должно стать создание специального инвестиционного фонда альтернативного развития Афганистана.

Иванов призвал страны НАТО использовать для этого механизм Восьмёрки и, прежде всего, намеченную на 15 мая в Москве Министерскую конференцию по борьбе с наркотиками, и продуктивно провести 25 марта вторую экспертную встречу в рамках председательства России в Группе восьми по теме: "Альтернативное развитие для регионов производства наркотиков".