Консолидация оппозиционных сил Армении вокруг партии "Процветающая Армения" неизбежна и безальтернативна. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM выразил политолог, замдиректора Института Кавказа Сергей Минасян, комментируя по просьбе корреспондента ИА REGNUM реверансы лидера "Армянского национального конгресса" (АНК), экс-президента Армении Левона Тер-Петросяна в адрес председателя ППА, крупного предпринимателя Гагика Царукяна, озвученные на недавнем митинге 1 марта.

Напомним, Тер-Петросян тепло отозвался о политической деятельности Гагика Царукяна, сравнив его с экс-премьером Грузии Бидзиной Иванишвили, которому удалось провести мягкую смену власти в Грузии. Левон Тер-Петросян пришел к выводу, что Царукян "не хуже Иванишвили".

По мнению Сергея Минасяна, ничего нового во взаимоотношениях АНК-ППА на данный момент нет. "Левон Тер-Петросян, а также его ближайшие сторонники неоднократно отзывались о "Процветающей Армении" в положительном ключе. 3 марта им ответил экс-глава МИД Армении, один из ведущих лиц ППА Вардан Осканян, что, кстати, фактически было первым ответным шагом со стороны "Процветающей Армении". Видите ли, Левон Тер-Петросян - один из немногих армянских политиков, которые мыслят в действительно рациональном ключе. Одним из подтверждений его рациональности может служить последнее заявление о том, что вступление Армении в Таможенный союз (ТС) России, Казахстана и Белоруссии отныне необратимо, а евроинтеграция не представляется возможной в прогнозируемом будущем. Теперь он - лидер партии, а цель любой партии - приход к власти. Первый президент отлично понимает, что идти к этому гораздо легче в компании влиятельного и мощного союзника. ППА как раз такой союзник - вторая фракция в парламенте со вторым местом на парламентских выборах, который обладает немалыми политическими, финансовыми и человеческими ресурсами. Отсюда и заигрывания, "комплименты", если можно так сказать", - заметил Минасян.

Тем не менее, эксперт весьма скептически оценивает шансы армянской оппозиции на успех, пускай и объединенной. "Начнем с того, что определим ППА как оппозицию, хоть они себя не признают таковой. Фактически это тот тип оппозиции, который лично я называю "конструктивной". Они не радикалы, не внесистемные оппозиционеры, которые занимают какую-то очень жесткую, непримиримую позицию и зарываются в этой нише. Такое поведение свойственно малым партиям, но ППА, а также АРФ "Дашнакцутюн", ведут себя иначе. Последняя, к слову, хоть и считается оппозицией, но один из виднейших ее представителей Ваан Ованнисян сегодня является послом Армении в Германии. По сути, эти две партии очень условно и в кавычках - "классическая оппозиция европейского толка". Но даже они наряду с более радикальными "Наследием" и АНК не могут возглавить общественное недовольство, существующее в стране. Кроме того, им мешает такая упорная и несговорчивая вещь, как калькулятор: как ни крути, в парламенте у этих партий нет достаточных мест, чтобы протолкнуть те или иные важные решения, повлиять на сложившуюся на политической арене ситуацию. С учетом этих факторов волей-неволей приходим к выводу, что консолидация политической оппозиции - результат ее слабости и безысходности положения, в которой она оказалась", - поделился размышлениями замдиректора Института Кавказа.

Как отметил собеседник, ситуация осложняется наличием довольно активной части гражданского общества, которая, будучи лишенной возможности выразить свой протест через политические каналы, занимает жесткую общественную позицию и в результате видна отчетливее, чем политическая оппозиция. "Позиции гражданских общественников усилились еще больше, когда на президентских выборах основные оппозиционные игроки взяли тайм-аут. Этим они еще больше ослабили самих себя. Теперь же, кто бы с кем ни объединялся, какие бы инициативы ни выдвигала оппозиция, все это обречено на провал. Гипотетически есть всего два варианта развития событий. Первый - все остается так как есть, то есть ничего не происходит. Второй - возникновение в Армении форс-мажорной ситуации в результате внешнего стимула. Надо признать, в Армении такой запрос существует, хоть и небольшой. Недаром как только где-то в близком зарубежье начинаются волнения, в Армении сразу находятся комментаторы, которые начинают на словах "импортировать" их к себе. Это говорит о том, что армянская оппозиция сегодня в тупике", - заявил Минасян, одновременно подчеркнув, что форс-мажорный сценарий маловероятен.

"Его нельзя исключать, потому что вообще ничего нельзя исключать, никогда не говори никогда, как говорится. Но у армянских властей, во-первых, есть некий лимит прочности, который позволит им выстоять, во-вторых, наличествует благоразумие, достаточно развит инстинкт самосохранения, особенно, на фоне нынешних украинских событий. В целом, это можно считать хорошей базой для противостояния форс-мажорам и сохранению ныне сложившегося статус-кво", - подытожил Сергей Минасян.

Отметим, что экс-министр иностранных дел Армении, член правления партии "Процветающая Армения" Вардан Осканян 3 марта на своей страничке в Facebook распространил заявление, в котором прокомментировал выступление Тер-Петросяна на митинге АНК 3 марта. "Акценты, расставленные Левоном Тер-Петросяном в своей речи на митинге 1 марта, в какой-то мере были более подробным продолжением оценок Гагика Царукяна, озвученных им на последнем съезде "Процветающей Армении", - заявил Осканян.

Вардан Осканян также коснулся предстоящих в 2017 и 2018 годах общегосударственных выборов - парламентских и президентских соответственно. По оценке экс-главы МИД Армении, в стране, где нет достаточных политических, экономических, человеческих ресурсов, такая "роскошь", как "ждать эти выборы", непозволительна, особенно, учитывая опыт предыдущих выборов.