"Синхронные" девальвации валют Таможенного союза: инструмент поддержки или капкан
Москва, 18 февраля, 2014, 12:38 — ИА Регнум. Ослабление валют
"В то же время эффект от девальвации серьезно зависит и от того, как она проводилась. Например, резкая девальвация в Казахстане, вероятно, в долгосрочной перспективе скажется на экономике страны позитивнее, нежели медленная девальвация, в ходе которой ЦБ теряет значительную часть ресурсов, позволяя заработать на снижении курса валюты спекулянтам и способствуя распространению панических настроений", - пояснил аналитик.
Главный аналитик управления исследований и аналитики ОАО "
Вместе с тем, Шагов отмечает, что девальвация казахского тенге, как и белорусского рубля не особо значима для российского рубля. В большей степени ослабление валют таможенных союзников России повлияет на взаимный товарооборот между Казахстаном и Белоруссией.
Заместитель директора аналитического департамента компании "Альпари" Дарья Желаннова обращает внимание, что Россия и Казахстан реализуют схожую монетарную политику, абсолютно оправданную с точки зрения внешней конъюнктуры и обеспечивающую поддержку друг другу как серьезным партнерам в рамках Таможенного союза. В ближайшее время она ожидает аналогичных шагов от белорусских властей. "Стоит отметить, что ТС - это достаточно устойчивое партнерство с серьезными перспективами. Никаких девальвационных войн между партнерами не идет", - подчеркнула аналитик.
По ее словам, на текущий момент валюты развивающихся стран дешевеют за счет перетока капиталов в развитые страны. "Внутри стран есть и свои внутренние причины для снижения стоимости национальных валют, - продолжает Желаннова. - Россия переходит на плавающее курсообразование, процесс должен завершиться к 2015 году, при этом сроки могут быть скорректированы. Казахстан также идет по стопам России, своего важнейшего партнера в ТС. Стоит отметить, что поводов для паники здесь нет, российский и казахский Центробанки держат ситуацию под контролем и обладают достаточным арсеналом инструментов для сглаживания нежелательных колебаний. При этом устойчиво дорогая нефть - Brent сегодня торгуется выше 109 долларов за баррель - также окажет поддержку валютам России и Казахстана".
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК
Он уверен, столь значимая девальвация, которая еще не закончилась, не есть хорошо для экономики ни одной из стран: "То, что касается России и Казахстана - это сырьевые экономики, и тут эффект импортозамещения особо не почувствуется. Что касается белорусской экономики, она вообще достаточно специфическая по целому ряду факторов. Неопределенность усиливается, а это создает инвестиционную паузу плюс девальвационные ожидания тоже дестимулируют экономическую активность. Так что со эти процессы можно рассматривать знаком минус".
Ведущий финансовый аналитик Lionstone Investment Services Андрей Цион заявил корреспонденту ИА REGNUM, что Таможенный союз на данном этапе представляет собой достаточно хрупкий баланс трех экономик, среди которых самой влиятельной, безусловно, является российская. И девальвация российского рубля подрывает доверие граждан к национальной валюте, однако положительно сказывается на бизнесе нефтяников, а отказываться от легкой прибыли нефтяной сектор не станет. Рост доходов экспортеров нефти, подчеркивает эксперт, способствует пополнению бюджета, соответственно, улучшению ситуации в экономике - по крайней мере, в теории.
Что касается тенге, то казахстанская валюта изначально была переоценена, считает Цион, и опять же косвенно ее состояние зависело от российского рубля: когда рубль значительно снизился, руководству Казахстана ничего не оставалась, кроме как отпустить тенге, чтобы сохранить оптимальное соотношение курсов. Девальвация тенге, по его словам, сыграла на руку казахским экспортерам, в частности, тем, кто работает с российскими закупщиками - Россия является четвертым по объему импортером Казахстана.
"В итоге "синхронной" девальвации российские товары станут незначительно дороже в Казахстане, а казахстанские - подешевеют в России. Однако доля казахстанских товаров в российской экономике совсем мала, поэтому эффект их удешевления вряд ли будет заметен. Что касается влияния девальвации тенге на белорусский рубль, то оно может негативно отразиться на товарах пищевой и легкой промышленности, которые импортирует Казахстан", - полагает Цион.
"В мире январь 2014 года характеризовался переоценкой рисков, особенно касающихся восстановления развивающихся экономик, в результате чего произошел уход инвесторов в безопасные активы. Золото и платина, например, прибавили с начала года 9 и 5,1% соответственно. Фундаментальные факторы не внушают большого оптимизма относительно курса рубля: прогнозы экономического роста продолжают пересматриваться в сторону понижения (в том числе
Он обратил внимание, что Россия является основным торговым партнером Казахстана (на нее приходится свыше трети казахстанского импорта), и обесценение рубля создавало объективный дисбаланс в экономических отношениях. Благодаря резкой девальвации тенге он был устранен, подчеркнул Покатович. "Надо отметить, что белорусский рубль потерял менее 2% и пока не испытал снижения, сопоставимого по величине с девальвацией у соседей. Тем не менее, давление на него определенно существует. Нельзя забывать, что на Россию приходится около 60% белорусского импорта. Таким образом, девальвация может сыграть роль инструмента для выравнивания дисбаланса торговых взаимоотношений между странами Таможенного союза. Кроме того, она может способствовать потенциальному укреплению тех национальных отраслей, которые испытывали давление со стороны конкурентов внутри ТС. Например, сельское хозяйство Казахстана может покрыть часть внутреннего спроса на продукты питания и сельхозтовары, который ранее удовлетворялся за счет импорта из Беларуси. Девальвация также может подтолкнуть рост конкурентоспособности экспортирующих несырьевых отраслей стран ТС", - резюмировал эксперт.