ИА REGNUM представляет обзор польских СМИ, посвященный странам Прибалтики

Поляк поборется за пост президента Литвы

Глава партии Избирательная акция поляков Литвы (ИАПЛ), евродепутат Вальдемар Томашевски примет участие в предстоящих 11 мая текущего года президентских выборах в Литве. Решение об участии в выборах принял Главный совет партии ИАПЛ, это решение еще должна подтвердить конференция партии. О своих намерениях побороться за пост президента Литвы заявили уже 10 человек. Самыми серьёзными конкурентами являются нынешний президент Даля Грибаускайте, которая хочет сохранить свой пост на второй срок, и евродепутат от Социал-демократической партии Зигмантас Бальчитис. Последние опросы общественного мнения показывают, что за Грибаускайте свои голоса сегодня отдали бы 39% избирателей, а за Бальчитиса - 8,9%, сообщает Polskie Radio. Вальдемар Томашевски уже принимал участие в президентских выборах в 2009 году. Тогда он набрал 4,68% от общего числа избирателей, среди которых его поддержали не только литовские поляки, но и литовские русские.

Премьер Литвы ищет встречи в Польше

Премьер Литвы Альгирдас Буткявичус ищет скорейшей встречи с премьер-министром Польши Дональдом Туском. Буткявичус хочет обсудить с ним ситуацию, сложившуюся вокруг польского национального меньшинства в Литве и найди решение этой проблемы. По словам литовского премьера, его канцелярия занимается согласованием времени встречи с Дональдом Туском, сообщает Польское агентство печати. "Я верю, что соседские отношения должны быть теплыми. У нас общие стратегические проекты и отношения с соседями должны быть лучше. Естественно, мы не должны ничем жертвовать. Разрешим эту ситуацию дипломатическим путем", - заявил он. По мнению Буткявичуса, некоторые политики специально раздувают ситуацию, чтобы обеспечить себе большую поддержку перед майскими выборами в европейский парламент.

Между тем, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски считает, что в польско-литовских отношениях было уже столько переговоров, что сейчас не помешали бы и действия, чтобы решить хотя бы одну из проблем. "Но я предполагаю, что премьер-Дональд Туск захочет пойти на переговоры с премьер-министром Литвы Альгирдасом Буткявичусом", - заявил он. "Приятно, что премьер Литвы выразил готовность встретиться, но было бы лучше, если бы Литва разрешила хотя бы одну из наиболее громких проблем последних 20 лет", - сказал Сикорски.

По оценкам Радослава Сикорского, за последние годы положение польского меньшинства в Литве не улучшилось, а наоборот, ухудшилось. Министр обратил внимание на тот факт, что литовский закон о национальных меньшинствах прекратил свое действие, "поэтому мы сталкиваемся сегодня с такими скандальными административными наказаниями за то, что по правде должно быть профинансировано из бюджета государства". Сикорски таким образом прокомментировал определение литовского суда, которым на 12,5 тысяч евро был оштрафован поляк, глава администрации района Шальчининкай за то, что жители этого района отказываются снимать со своих домов указатели названий улиц на двух языках - польском и литовском. "Вместо поддержки национальные меньшинства получают наказания", - добавил министр.

Дональд Туск, в свою очередь, не намеревается отказывать литовскому коллеге во встрече. Пресс-секретарь польского правительства Малгожата Кидава-Блоньска сообщила, что пока от литовской стороны никаких официальных предложений не поступало, но "премьер Туск с удовольствием встретится с главой правительства Литвы". Она напомнила, что Дональд Туск уже встречался в Таллине с главами правительств прибалтийских стран и разговаривал также с Буткявичусом, сообщает РАР.

Президент Литвы не верит обещания "Газпрома" и требует письменных предложений

Президент Литвы Даля Грибаускайте не разделяет оптимизма премьер-министра Альгирдаса Буткявичуса о возможности достижения соглашения с "Газпромом". По ее мнению, "русским нельзя верить на слово". О достигнутом с "Газпромом" соглашении ранее сообщил премьер Литвы. Согласно ему, до ноября 2014 года "Газпром" уйдет из правления компании Amber Grid, которой принадлежит сеть газопроводов в Литве. Достигнуто соглашение и по вопросу о "третьем энергетическом пакете", который вводится в Литве по согласованию с Европейским союзом. В то же время Грибаускайте приветствовала ряд предложений, поступивших от российской стороны. "Премьер рассказал мне о некоторых предложениях, которые достойны обсуждения. Но я понимаю, что это только устные предложения и рассматривать их можно будет только тогда, когда они поступят от "Газпрома" в письменной форме", - заявила президент. Но и Грибаускайте и Буткявичус так и не раскрыли подробностей новых предложений "Газпрома". Президент вновь сослалась на то, что пока эти предложения не представлены письменно. Польское издание в Литве Kurier Wileński предполагает, что одним и предложений может быть то, что в обмен на снижение тарифов на газ "Газпром" просит Литву заключить мировое соглашение по ценовым претензиям. Иск по этому делу рассматривает Арбитражный суд в Стокгольме. Следующий иск намеревается подать литовская компания "Lietuvos dujos", которая частично принадлежит российскому монополисту. По оценкам экспертов, сумма литовских претензий к "Газпрому" может достигать 5 млрд литов.

Главным предметом литовско-российских переговоров является новое газовое соглашение. Срок старого соглашения истекает в конце 2015 года. Как заявила президент, основанием для нового соглашения должна стать рыночная цена на поставки газа в Литву и срок самого соглашения. Литва не хочет ввязываться в долгосрочные обязательства, поскольку, по словам президента, в дальнейшем и вовсе может встать вопрос о потребностях Литвы в российском газе. По оценкам Грибаускайте, вскоре у Литвы появится свой собственный терминал сжиженного газа, что диверсифицирует поставки газа в Литву, а рост доли возобновляемой энергетики сократит потребность и в газе вообще. А пока литовской экономике необходимо около 3 млрд куб метров газа в год, из коих половина идет на производственные нужды химических заводов "Achema" в Йонаве.

Латвии не удалось избежать "эффекта капучино"

Польское издание Forsla.pl опубликовало статью, посвященную росту цен в Латвии, под названием "Эффект капучино или как выросли цены в Латвии после введения евро". "Во время введения евро в Латвии не удалось избежать так называемого "эффекта капучино". Речь идет о завышении цен на некоторые товары при пересчете их стоимости на новую валюту. Латвия ввела евро с 1 января текущего года. Хоть правительство этой страны и хвалится низкой инфляцией, многие латвийцы ощущают рост цен", - пишет портал.

Эту проблему обозначила представитель министерства финансов Латвии Даце Калсоне на презентации "Латвийский путь к евро" в Сейме Латвии. Она заявила, что, хоть показатель инфляции за прошлый год и вырос на 0,4%, по мнению общественности, цены выросли на целых 10%.

Представитель посольства Польши в Риге Давид Томашевски отмечает, что цены выросли в октябре 2013 года, когда в магазинах на ценниках товаров рядом с ценами в латах появились цены в евро. Несмотря на кампанию против повышения цен и угрозы правительства применить наказания, часть предпринимателей округляла цены в европейской валюте. Такое явление наблюдалось во многих странах, переходящих на евро. Его название "эффект капучино" появилось в Италии, где после введения евро чашка кофе подорожала на четверть.

Таллин: бесплатный проезд на транспорте не дал результата

Прошел год с момента введения в столице Эстонии бесплатного проезда на общественном транспорте. О том, как изменилось движение на улицах Таллина, рассказывается в статье, опубликованной на польском портале Forsal.pl.

"В январе 2013 года власти Таллина отменили плату за пользование общественным транспортом для жителей города. Этот шаг, кроме политической выгоды, должен был сократить движение частных автомобилей, а за ним - и сократить выбросы углекислого газа. Жителям с низкими доходами бесплатный транспорт мог бы обеспечить проезд до работы, что ранее было невозможно. Эстонские эксперты констатируют, что некоторые владельцы автомобилей действительно пересаживаются на общественный транспорт. Власти Эстонии говорят об увеличении потока пассажиров на 14%, однако данные шведского исследовательского института свидетельствуют о росте всего на 3%. Причем рост этот наполовину связан с улучшением качества услуг и скорости поездки. Собственно отмена платы за проезд увеличило объем пассажиров лишь на 1,2%.

Шведские исследователи не заметили также увеличения числа пассажиров за счет водителей, отказавшихся от использования своих автомобилей. По мнению шведов, на общественный транспорт пересел тот, кто передвигался пешком, а не водители.

Впрочем, только в одном из городских районов Таллина эффект был очевидным: в густонаселенном Ласнамяэ, где наблюдается высокий уровень безработицы и живут сотни мигрантов (так в оригинале - прим. ИА REGNUM ), количество пассажиров увеличилось на 10%.