В понимании представителей Евросоюза и США "свободный" выбор за украинцев уже сделан и однозначно означает "европейское будущее". Об этом пишет глава МИД России Сергей Лавров в опубликованной 13 февраля в газете "Коммерсант" статье.

Как отмечает он, российская сторона всегда ясно и последовательно исходила из того, что выбор вектора своего развития, решение вопроса об участии в тех или иных интеграционных структурах - суверенное право каждого государства: "Мы никогда не пытались кому-то что-то навязывать, понимая, что интеграция может быть прочной лишь тогда, когда она опирается на взаимные интересы. Эту позицию мы занимали и занимаем в отношении Украины и лишь объяснили украинским друзьям, что изменение экономических правил игры с их стороны вызвало бы строго адекватную реакцию России в полном соответствии с международными стандартами, в том числе нормами ВТО. Ожидали, что такое же уважение свободы выбора украинского народа будет проявлено и нашими европейскими партнерами. И были неприятно удивлены, когда оказалось, что в понимании представителей ЕС и США "свободный" выбор за украинцев уже сделан и однозначно означает "европейское будущее".

При этом рассуждения о том, что Украине следует повторить путь, пройденный Польшей и другими странами Восточной Европы, по мнению министра, явно некорректны: "ведь никто не предлагает Киеву в сколь-либо реальной перспективе вступление в Европейский союз, речь идет, по сути, об одностороннем принятии диктуемых Брюсселем условий, включая полное снятие барьеров для торговой экспансии ЕС". "Повторю: принимать или не принимать такое предложение - дело самих украинцев и только их. Понятно, что какая-то часть общества может не согласиться с позицией руководства страны и открыто заявить об этом, может добиваться ее изменения. Но - в конституционном поле, в рамках закона", - добавил он.

Ситуацию, когда процесс демократического волеизъявления подменяется "уличной демократией", когда мнение нескольких тысяч манифестантов, пытающихся оказывать силовое давление на власть, выдается за "глас народа", как считает Лавров, нельзя назвать приемлемой. "Беспорядки, уличное насилие в любой столице стран Евросоюза воспринимаются так, как они в принципе того и заслуживают: как угроза общественному порядку и демократическому строю. И российская сторона не пыталась ставить эту позицию под сомнение, не посылала своих представителей раздавать печенье бесчинствующим демонстрантам", - заявил он.

По его мнению, "раскачивание" ситуации в государстве, находящемся в центре европейского континента, вряд ли может отвечать чьим-либо интересам.

В данном контексте Лавров также отметил, что "если взглянуть на историю развития независимой Украины, то становится очевидным, что попытки быстро, "одним махом" определить вектор ориентации внешних связей страны - на Запад или на Восток - неизменно заканчивались неудачей".

"Очевидное подтверждение этой мысли - деятельность команды президента Виктора Ющенко. Собственно, сама "фактура" украинского общества не позволяет ему однозначно качнуться в ту или другую сторону. Об этом еще 20 лет назад писал Сэмюэл Хантингтон в своем "Столкновении цивилизаций", предупреждая, что стремление внести полную ясность в данный вопрос стало бы фактором, разрывающим внутренние связи в украинском государстве с возможными тяжелыми последствиями для этой страны", - напомнил Лавров.

"С учетом этого совершенно бесперспективными выглядят потуги решить за граждан Украины, каким должно быть будущее их государства и даже кто персонально будет входить в их правительство. Подобная "социальная инженерия" неизменно дает весьма плачевные результаты", - добавил он.

Достаточно, по его мнению, посмотреть на последствия внешнего вмешательства в Ираке, Афганистане, Ливии. "Последний пример связан с ситуацией в Южном Судане - государстве, созданном во многом благодаря настойчивости ряда влиятельных международных игроков. И нет никаких оснований полагать, что "экспорт революции" в Европе обернется чем-то более позитивным", - подчеркнул глава МИД РФ.