Вступивший в силу 20 января 2014 года новый закон о безопасности при проведении официальных спортивных соревнований (№192-ФЗ) - шаг в правильном направлении, но он носит слишком общий характер и не обеспечивает юридической базы для достижения порядка на трибунах, заявил 11 февраля в ходе круглого стола, организованного комитетом по безопасности Совета Федерации, советник президента Континентальной хоккейной лиги по правовым вопросам Владимир Сараев, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Концептуально 192-й закон ушел немного не туда. Если концепция данного закона говорит, что он принимается для борьбы с насилием, то бороться с насилием административно-правовыми методами, то есть внесением изменений только в КоАП, бесполезно", - считает Сараев, потому что серьезные правонарушения - вандализм, экстремизм, хулиганство - должны пресекаться в рамках уголовного кодекса.

Документ, по его словам, носит слишком общий, "бланкетный" характер, то есть нормы права в нем выражены в самой общей форме, а все конкретные положения содержатся в подзаконных актах. Помимо того, что закон четко не прописывает процедуры и ответственность, отметил Сараев, он вступает в противоречие с Конституцией, которая допускает ограничение прав и свобод граждан только посредством федеральных законов, а не подзаконных актов.

Президент московского футбольного клуба "Локомотив" Ольга Смородская считает, что возлагая всю ответственность за вопросы безопасности на организаторов спортивных мероприятий, закон не дает им достаточных полномочий для ее обеспечения, поскольку администрация стадиона ограничена в средствах: не может продавать билеты по паспорту или задерживать правонарушителей силами своих сотрудников. Полиция же, согласно закону, должна лишь оказывать содействие. "Я не понимаю, что такое "полиция оказывает содействие", меня эта размытая ответственность очень беспокоит", - отметила Смородская.

По мнению начальника управления безопасности Российского международного Олимпийского университета Анатолия Пескова, размытость формулировок нового закона ведет к полицейскому произволу, поскольку сам документ не прописывает никаких процедур, а ссылается на подзаконные акты, которые каждое ведомство принимает отдельно. Он также указал на необходимость разграничить ответственность по степени опасности деяния, в частности, наказывать за использование запрещенного предмета гораздо строже, чем за факт его проноса на стадион.

Один из разработчиков закона, советник президента РФС по юридическим вопросам Денис Рогачев, указал на ряд технических недочетов документа. В частности, он не распространяется на мероприятия, проводимые в рамках европейских кубков, и формально освобождает хулиганов от ответственности на большинстве международных матчей. Кроме того, в единственном приложении к документу содержится опечатка: в нем пропущена частица "не" в том месте, где речь идет о перечне "предметов поддержки", которые не требуют специального согласования. Из-за небрежности законодателей болельщики теперь обязаны получать разрешение организаторов на использование любой атрибутики играющих команд, флагов, плакатов и так далее.

Напомним, закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований" (№192-ФЗ) вступил в силу 20 января 2014 года. Участники круглого стола уверены, что такой документ необходим, поскольку России предстоит провести ряд крупных спортивных соревнований, в том числе чемпионат мира по футболу в 2018 году, но содержание закона нуждается в дополнении и уточнении.