Депутат Сейма Латвии Борис Цилевич ("Центр согласия") заявил порталу freecity.lv, что инициаторы навязываемой обществу "реформы", согласно которой с 2018 года обучение на родном языке в школах нацменьшинств будет сокращено до 20%, по сути, заимствуют опыт Саддама Хусейна.

Цилевич напомнил, что в 2005 году Конституционный суд Латвии признал, что билингвальное образование в пропорции 60 на 40 соответствует всем правовым нормам. Депутат сказал: "Я считаю, что это крупномасштабная провокация с целью раскачать лодку перед выборами и создать более благоприятные условия для радикальных партий и, соответственно, ослабить позиции центристских сил. Все эти реформы надо анализировать с профессиональной, педагогической точки зрения - то, что мы и делали на заседаниях Конституционного суда".

Парламентарий напомнил: "Есть Гаагские рекомендации, в которых все это проанализировано и опубликовано давно, есть опыт разных государств. Когда в начале декабря выступал на эту тему омбудсмен, я привел ряд примеров, когда эффективная и востребованная система образования на языках меньшинств была ликвидирована. Это сделал Саддам Хусейн в Ираке, ликвидировав курдские школы, это также сделал Слободан Милошевич, когда закрыл все албанские школы в Косово. И то, и другое закончилось не самым лучшим образом для этих людей. Так что, названные персоны - самые ближайшие, скажем так, союзники и единомышленники господина Карлиса Шадурскиса (европарламентарий от Латвии - прим. ИА REGNUM) и прочих, кто выступает за новую реформу образования".

Цилевич подчеркнул: "Сегодня ситуации несколько напоминает мне игру в пас: Национальный союз чего-то требует - партнеры по коалиции без особого желания с их требованиями соглашаются, позволяют им пиариться как угодно, хотя не берут на себя никаких обязательств. Тут же устраивается пикет, в отношении которого у меня двойственные чувства. На месте Национального союза я бы вздохнул с облегчением: если 100-200 человек - это все, кто протестует, тогда все нормально, тогда можно без вопросов двигаться вперед. Я ни в коем случае не против массовых выступлений, но если уж ты их организуешь, то они действительно должны быть впечатляющими. Я был одним из тех трех людей, наряду с Игорем Пименовым и Владимиром Бузаевым, которые организовали первую массовую манифестацию против реформы образования в мае 2003 года - во время "Евровидения". Так вот мы собрали, по разным данным, от 6 до 10 тысяч человек. Эспланада (район в Риге - прим. ИА REGNUM) была полная. И это оказало влияние на правительство - оно сразу начало искать пути к отступлению, потому что было показано, что на самом деле очень многие против".

Председатель Русской общины Латвии (РОЛ) Валерий Кравцов считает, что изучение основных учебных предметов на языке, который не является родным, существенно ухудшит качество образования детей, сообщает портал mixnews.lv. "Одной из главных задач Русской общины Латвии является сохранение и развитие нашей культуры в Латвии. Истребление русскоязычного образования приведет к тому, что русский в Латвии станет бытовым языком и перестанет быть языком образовательным, научным и культурным. Тогда жители Латвии перестанут быть носителями великого и могучего русского языка - они станут только его пользователями," - заявил Кравцов, добавив, что РОЛ выступает против предложенной реформы.

В свою очередь, министр образования и науки Ина Друвиете ("Единство") в эфире программы "900 секунд" на телеканале LNT сказала: "Перейти с 2018 года на государственный язык преподавания в школах - реальная цель. Если удастся убедить общество, что школы национальных меньшинств могут предложить хорошее образование на латышском языке, то все получится".

Напомним, 4 февраля у здания Кабинета министров прошел пикет в защиту образования на русском языке. Участники пикета выражали протест против высказывания премьер-министра Лаймдоты Страуюмы ("Единство") о том, что "рано или поздно все государственные школы будут только на латышском языке". Собравшиеся скандировали "Позор!" и "Руки прочь от русских школ!", держали в руках плакаты с надписями "Страуюма, оставь детей в покое", "Stop discrimination", "Долой языковой террор" и прочими.