"Референдум в Гагаузии - прецедент весьма важный в контексте новейшей европейской истории и геополитики", - заявил 4 февраля корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог, кандидат географических наук, член Лиги экспертов постсоветского пространства Валерий Бондаренко, комментируя итоги состоявшегося 2 февраля в Гагаузии референдума.

"Результаты референдума вполне предсказуемы - руководство Гагаузии (точнее - "лидеры мнений" гагаузского народа) давно обозначили свою позицию, в том числе по вопросу проведения референдума и о готовности принять решение о выходе из состава Молдавии, - сказал Бондаренко. - Мне довелось непосредственно вникнуть в эту ситуацию еще года полтора-два назад: должен отметить ясность мнений и единство позиции малого гагаузского народа - они в массе своей дорожат своей идентичностью и довольно трезво оценивают геополитические и геоэкономические реалии".

По мнению Бондаренко, даже после того, как были объявлены официальные итоги референдума в Гагаузии, о его юридических последствиях говорить весьма непросто. "Легко отмахнуться от него, как пытается Кишинев, не получится при условии грамотных действий гагаузов и других акторов, настроенных позитивно к мнению гагаузов. Не следует забывать также географический фактор - например, общие границы. Можно посоветовать Комрату хороших адвокатов и политтехнологов".

Бондаренко отметил, что с мнением некоторых экспертов о важности примера Гагаузии для Юго-востока Украины "можно отчасти согласиться", сделав оговорку: "Юго-восток Украины не самостоятелен в своих решениях - он весьма дисциплинированно подчиняется "гаранту", а у "гаранта" нет воли и нет государственной позиции - кроме сохранения своей личной власти, что "по совпадению" означает некое подобие стабильности страны. За годы своего правления он уничтожил подобие самостоятельной мысли и теперь пожинает плоды". Бондаренко считает, что "молдавская Гагаузия напоминает украинскую Республику Крым" степенью своего свободомыслия и инициативы.

"При всем уважении к мнению гагаузов, референдум 2 февраля имеет скорее пропагандистское и иллюстративное значение: размеры территории невелики, вопрос о границе не решен, как и множество других вопросов, чтобы можно было рассуждать о перспективе евразийской интеграции Гагаузии. Но главное - юридическая сторона этого прецедента, которую будут оценивать извне", - сказал Бондаренко.

"По "гагаузскому вопросу", как и по "украинскому", Москве нужны хорошие адвокаты и политтехнологи. Как показывают украинские события, приходится сомневаться, что у они у Москвы есть. Имея представление о реальных буднях московских чиновников, отвечающих за этот участок работы, я бы не прогнозировал "наплыв оптимизма" у них в данной ситуации: это большая и нелегкая работа, причем без наработанных алгоритмов решения. У Запада алгоритм решения есть, а у Москвы его до сих пор нет - надежда лишь на "Газпром", - резюмировал белорусский эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, по предварительным данным ЦИК Гагаузии, на референдуме 2 февраля в этой молдавской автономии за отложенный статус независимости проголосовало 98,09%, против - 1,9%. За вступление в Таможенный союз проголосовало 98,47%, против - 1,52%., а за вступление в Евросоюз высказалось 2,77% избирателей, против - 97,22%. Явка населения Гагаузии на референдум составила 70,42%, за голосованием следили 275 местных наблюдателей, а также международные наблюдатели из Польши, Болгарии и Украины, не выявившие нарушений процесса народного волеизъявления. Официальный Кишинёв не признал итоги референдума в Гагаузии. Премьер-министр Молдавии Юрий Лянкэ заявил 3 февраля, что состоявшийся в Гагаузской автономии референдум расценивается им как пренебрежение законом", которое "стимулирует феномен сепаратизма".

После этого, 4 февраля, глава Гагаузии Михаил Формузал выступил на рабочем совещании правительства автономии, поблагодарив всех организаторов и участников состоявшегося 2 февраля референдума о внешнеполитическом курсе Молдавии и отложенном статусе независимости Гагаузии. Глава Гагаузии отметил, что "такого единства, такого стремления людей выйти и высказать свое мнение по вопросам референдума, по единодушному мнению всех участников этого процесса, - такого единения не было последние 20 лет". Массовые акции в поддержку гагаузского референдума прошли во многих населенных пунктах Молдавии, включая Кишинев. Лидер Партии социалистов Игорь Додон заявил о намерении провести аналогичные референдумы и сходы граждан в каждом районе Молдавии. Тем временем официальный Кишинёв подтвердил свою позицию о непризнании итогов референдума в Гагаузии, обвинив его участников в сепаратистских намерениях. МИД стран ЕС и Таможенного союза никак не отреагировали на решения гагаузского референдума.