В муниципальном образовательном центре, который работает под эгидой целевого учреждения "Таллинский русский лицей", не используют российские учебники истории и обществоведения по той простой причине, что с ними нечего делать на занятиях математики и химии, которые и преподаются в центре. Об этом сегодня, 5 февраля, заявил вице-мэр Таллина по вопросам образования Михаил Кылварт, комментируя заявление Министерства образования и науки Эстонии, в котором, по его мнению, приводится неточная и искажающая истину информация. По убеждению Кылварта, чиновники данного ведомства "находятся под впечатлением от Ежегодника Полиции безопасности Эстонии (Политической полиции страны КаПо) за 2012 год".

"После прочтения заявления министерства на меня нахлынули воспоминания о посещении Северной Кореи. Это одна из немногих стран, оставшихся на планете, где строго регламентируется, какие книги можно читать, а какие нет", - отметил Кылварт. По его утвреждению, в целевом учреждении "Таллинский русский лицей", вопреки утверждениям министерства, вообще не используют российские учебники, к тому же там не преподают историю и обществоведение. По его словам, если чиновнику от образования непонятно, зачем школьникам нужны дополнительные уроки по химии и математике, пусть он придет на родительское собрание и спросит учеников и их родителей.

Главный вопрос, который возникает в связи с посещением чиновниками Министерства образования Таллинского линнамяэского русского лицея 3 февраля, по мнению вице-мэра Таллина, звучит так: на каком основании затем был составлен отчет. "Если это была проверка, то она должна была проходить по определенной процедуре и согласно законодательству. Если же эта была просто беседа, как обозначили представители министерства на месте, то непонятно, каким образом на основании беседы, без опоры на факты, госучреждение может делать официальные заявления", - удивляется Кылварт.

"Министерство образования выработало систему оказания давления на неугодных. Схема проста: министерство делает громкое заявление, порой даже обращается в правоохранительные органы, разгорается скандал. Затем обвинения оказываются голословными, но в обществе уже создано негативное представление, осадок, так сказать, остался. Опровержение на основании реальных фактов, или, к примеру, закрытие уголовных дел СМИ освещают очень скромно или вообще замалчивают", - отметил вице-мэр.

За примерами, по словам Кылварта, далеко ходить не нужно: в 2012 году по заявлению Министерства образования и науки в отношении членов попечительского совета Таллинской Кесклиннаской русской гимназии было открыто уголовное дело. Такой же прием ведомство применило в 2013 году и по отношению к Институту экономики и управления (ECOMEN), в итоге практически уничтожив вуз, предоставлявший возможность получить высшее образование на русском языке. И в том, и в другом случае обвинения оказались голословными, утверждает вице-мэр Таллина. "Если общество регулярно пугать призраками, то рано или поздно эти призраки могут ожить. Правда, только в болезненном сознании", - заключил Кылварт.

Напомним, мэрию столицы Эстонии Таллина и столицы северо-востока Эстонии Нарвы единолично возглавляет крупнейшая оппозиционная левая Центристская партия Эстонии, в то время как правительство страны на протяжении последних 20 с лишним лет возглавляют, в основном, правые и националистические партии. Как следствие, правительство и подчиняющееся ему Министерство образования не оставляют попыток запретить образование на родном (русском) языке в различных его формах для таллинцев (половина горожан - русское население) и нарвитян (русское население - больше 80%).

Как сообщало ИА REGNUM ранее, после введения реформы образования Эстонии с конца 2000-х годов к 2012 году основным языком обучения в муниципальных гимназиях, включая школы нацменьшинств, является эстонский язык. В то же время в соответствии с действующим законом о частной школе, язык обучения в таком учебном заведении мог выбирать владелец частной школы. В 2013 году правительство Эстонии, возглавляемое правым и националистическим большинством, устранило данный закон, фактически переподчинив его закону об основной школе и гимназии, в котором предусматривается только эстонский язык как основной язык обучения. Решение правительства Эстонии было напрямую связано с планами создать в Таллине частный Русский лицей, так как муниципальный Русский лицей действующие законы обязывают по сути быть "эстонским" по основному языку обучения.

Данное решение является частью целенаправленного наступления на исключительно русские школы и гимназии страны - немецкий, английский и французский лицеи и гимназии с преимущественно этими языками обучения правительство и Министерство образования Эстонии не беспокоят.