В качестве одного их приоритетов нового правительства Латвии зарегистрировано развитие электромобильности, сообщает портал lsm.lv. Кабинет министров утвердил план развития этой отрасли на ближайшие три года и программу финансовой поддержки приобретения электромобилей и создания инфраструктуры зарядных станций.

Речь идёт о легковых и грузовых автомобилях нескольких категорий: не более 8 пассажирских мест; свыше 8 мест и масса до 5 тонн и более; грузовые авто массой до 3,5 тонн. Министерство сообщений считает, что программа поддержки спроса на электромобили позволит достичь трех целей: увеличит энергетическую независимость Латвии, уменьшит тепличный эффект от выбросов CO2 в атмосферу и поднимет конкурентоспособность предприятий, работающих с новым транспортом.

До 2016 года на эти цели будет выделено без малого 30 млн евро - в основном, это окажутся средства из европейских фондов. Вклад государства составит около 6 миллионов. В нынешнем году предстоит поделить первые 5 миллионов евро среди тех, кто захочет обзавестись электромобилем и зарядным устройством, а также открыть зарядные станции. По словам министра сообщений Анрийса Матисса, претендовать на субсидии могут юридические лица и учреждения - как частные, так и публичные, как муниципальные так и государственные.

Отметим, что если Латвия только начинает трёхлетнюю программу поддержки электротранспорта, то Эстония ее уже заканчивает. Там к началу 2014 года как юридические, так и физические лица с помощью государства приобрели более 250 электромобилей. Еще 500 с лишним машин получило Министерство благосостояния. Латвийское же правительство от финансовой помощи физическим лицам отказалось. "В Латвии общий объём субсидий на создание инфраструктуры меньше, чем в Эстонии. Если не будет зарядных станций, не будет и спроса на электромобили", - пояснил министр охраны окружающей среды и регионального развития Эйнарс Цилинскис (Национальный союз).

Добавим, в Эстонии создана централизованная сеть зарядных станций - их в стране 163. В Латвии же подобных пунктов насчитывается немногим больше 40. За зарядку там денег не берут, но сами станции, по словам экспертов, достаточно маломощные. Государственные субсидии должны значительно увеличить как их количество, так и мощность.

Сколько таких станций в течение трех лет может появиться в Латвии, пока неизвестно - как и то, сколько элетромобилей может быть куплено. Интерес к этому экологическому виду транспорта, по словам Цилинскиса, есть - и желающие подать заявку на конкурс для получения финансирования найдутся. Такие заявки в Министерстве среды и регионального развития принимают до 8 мая.

По данным Дорожной полиции, сейчас в Латвии зарегистрировано около 20 электромобилей, причем большинство из них принадлежит юридическим лицам. Так, 6 электромобилей находятся в распоряжении муниципального предприятия "Рижское сообщение". Они были взяты как в лизинг, так и в аренду - для опытной эксплуатации.

Как рассказал глава транспортного комитета Рижской думы Вадим Баранник, столичное самоуправление намерено участвовать в конкурсе, объявленном Министерством среды. Таким образом, самоуправление предполагает сэкономить деньги городского бюджета и осуществить то, о чём велись теоретические разговоры - например, создать городскую сеть зарядных станций.

Впрочем, председатель Общества поддержки безвыхлопной мобильности Арнис Бергс считает, что подстегивать кого-то покупать электромобиль, нет надобности. По его словам, это, в любом случае, транспорт будущего - к тому же, он пока более дорогой, чем обычный.