Директора белорусского агентства "Сурконсалт" Оксана Колесень стала фигуранткой уголовного дела - ей инкриминируется незаконная предпринимательская деятельность и проведение незаконных процедур искусственного оплодотворения, сообщает белорусское издание "Ежедневник" со ссылкой на Следственный комитет Белоруссии.

Агентство "Сурконсалт" специализируется на программах суррогатного материнства действует с 2007 году - "как только суррогатное материнство было разрешено на территории Белоруссии", сообщило издание. По словам Колесень, суррогатным матерям в Белоруссии платят около $15 тыс за одного ребенка и $500 в месяц на содержание матери на время беременности, за год агентство заключало несколько десятков таких договоров, осуществляя свою деятельность легально и открыто, в отличие от других аналогичных структур.

Оперативно-розыскные мероприятия в отношении агентства "Сурконсалт" были проведены главным управлением по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) МВД Белоруссии, по итогам которых было возбуждено уголовное дело. "Причем, судя по первым результатам начавшегося расследования, суррогатный скандал может затронуть не только Оксану Колесень, но и структуры министерства здравоохранения Белоруссии, - сказано в публикации. - Согласно предварительным данным, директору агентства "Сурконсалт" инкриминируется совершение преступления по ч.2 ст.233 Уголовного кодекса Белоруссии (незаконная предпринимательская деятельность, сопряженная с получением дохода в особо крупном размере). Санкция этой статьи предусматривает наказание до 5 лет лишения свободы".

По данным белорусских правоохранителей, с июля 2010 года по январь 2014 года Колесень занималась предпринимательской деятельностью по сопровождению программ суррогатного материнства, не имея для этого специального разрешения (лицензии), получив незаконный доход в размере более 280 млн белорусских рублей (в декабре 2010 года $1 по курсу Нацбанка стоил 2,9 тыс бел. руб., а в январе 2014 года - 9,5 тыс бел. руб., - прим. ИА REGNUM).

"Тут следует отметить, что, согласно белорусскому законодательству, подбор суррогатных матерей и сопровождение программы лицензированию не подлежат. И в данном случае претензии ГУБОПиК МВД касаются лишь одного аспекта деятельности агентства - искусственного оплодотворения суррогатных матерей, - пишет издание. - По данным правоохранителей, Оксана Колесень незаконно занималась именно этим видом деятельности, используя для юридического прикрытия компании, в которых являлась учредителем. Речь идет об ООО "Юргруппцентр" и ЧПТУП "Вудполбел". Более того, если верить сведениям Следственного комитета, она была задержана оперативниками ГУБОПиК МВД при очередной попытке незаконного оплодотворения, которая проводилась на территории УЗ "Дзержинская ЦРБ".

В агентстве "Сурконсалт" изданию сообщили, что Колесень находится на свободе, а обвинения правоохранителей считают необоснованными. Главный врач УЗ "Дзержинская ЦРБ" Владимир Губаш заявил, что в данном госучреждении здравоохранения не оказываются услуги по ЭКО, а также сообщил, что не знаком с Колесень и даже не представляет, как на территории больницы директор агентства могла оказывать кому-либо услуги по искусственному оплодотворению.

МВД Белоруссии 3 февраля подтвердило информацию о возбуждённом уголовном деле, отметив, что на причастность к данному незаконному бизнесу проверяются должностные лица учреждений Минздрава республики. "Как установили оперативники, подозреваемая, являясь индивидуальным предпринимателем, организовала незаконную деятельность по применению репродуктивных технологий на территории Беларуси. По материалам, предоставленным следствию оперативниками, в отношении нее возбуждено уголовное дело за незаконную предпринимательскую деятельность, сопряженную с получением дохода в особо крупном размере, - проинформировало издание. - Согласно полученным данным, по каждому заключенному договору женщине, вынашивающей ребенка, ежемесячно выплачивалось содержание в размере 400-500 долларов США. Ей также возмещались медицинские расходы, выплачивался гонорар после рождения ребенка в размере до 20 тысяч долларов США. При многоплодной беременности суммы увеличивались. Кроме того, в ходе проверки зафиксированы случаи, когда под видом суррогатного материнства в нарушение действующего законодательства применялись иные виды вспомогательных репродуктивных технологий".

Как сообщало ИА REGNUM, в Белоруссии сложилась неблагоприятная демографическая ситуация: коренное население вымирает, квалифицированная рабочая сила массово мигрирует на заработки в Россию, а убыль компенсируется мигрантами из стран СНГ. Решение проблемы власти республики увидели в предоставлении льготного кредита на осуществление экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) - об этом говорится в президентском указе № 574 от 27 декабря 2013 г. В 2011 году ППНС Белоруссии приняла во втором чтении законопроект о вспомогательных репродуктивных технологиях (ВРТ). Новым законом "упорядочена" деятельность по ЭКО, искусственной инсеминации и созданию банка донорской спермы отечественных производителей, а также легализовано "суррогатное материнство". Суррогатной матери запрещено не отдавать рожденного ею ребенка, устанавливается её право на госпособия. Кандидатом на "суррогатное материнство" может стать состоящая в браке женщина, у которой есть свои дети. Законопроект готовили специалисты Минздрава. Конфессии и НГО Белоруссии осудили законопроект об ЭКО, что не помешало представителям властей заявить об учёте мнений неназванных "представителей общественности".

По мнению экспертов, Белоруссия превратилась в типичную страну "четвёртого мира", торгующую человеческими органами, яйцеклетками и даже живыми детьми от "суррогатных матерей". Власти постсоветской республики не остановились на достигнутом в процессе построения "рыночного социализма": 4 декабря 2013 года в зампред постоянной комиссии ППНС по здравоохранению, физкультуре, семейной и молодежной политике Светлана Шилова, которая ранее лоббировала законопроект об ЭКО, предложила ликвидировать в постсоветской республике бесплатное высшее образование. Высокопоставленные чиновники Белоруссии заявили о позитивном эффекте от легализации в республике проституции и лёгких наркотиков.