Конституционный суд смягчил запрет на усыновление гражданам, подвергавшимся уголовному преследованию за преступления небольшой или средней тяжести против личности и общественной безопасности. Семейный кодекс не позволял стать приемными родителями даже не имеющим судимости фигурантам прекращенных дел, включая отчимов и мачех детей, проживающих в неполной семье. Как пишет "Коммерсант", до внесения поправок в Семейный кодекс влияние уголовного прошлого таких лиц на возможность усыновления в каждом конкретном случае будет определять суд.

Это уже третье решение Конституционного суда (КС), отменяющее абсолютное пожизненное ограничение прав фигурантов уголовных дел. Защитив ранее права судимых педагогов на профессию и судимых кандидатов на участие в выборах, КС на этот раз исправил перегибы Семейного кодекса (СК), касающиеся резонансной темы усыновления. Пересмотра судебных решений об отказе в таком праве добился в КС житель Архангельской области Сергей Аникеев, который воспитывает пасынка с полуторамесячного возраста. Оформить усыновление отчиму не позволяло прекращенное в связи с примирением сторон уголовное дело - о драке в клубе с нанесением среднего вреда здоровью нетрезвому посетителю.

КС предписал законодателю уточнить перечень насильственных преступлений, влекущих абсолютный запрет на усыновление. До внесения поправок в Семейный кодекс абсолютный запрет на усыновление сохранен для тех, кто привлекался к ответственности по тяжким и особо тяжким статьям УК или за преступления сексуального характера. А в отношении других лиц с уголовным прошлым вопрос о праве на усыновление будет решаться судом.

В комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей вчера заявили, что уже "приступают к работе" по исполнению решения КС, отметив, что "жалобы от тех граждан, которые являются хорошими родителями, но в силу ограничений, которые есть сегодня в Семейном кодексе, не могут усыновить ребенка, поступают регулярно".