XXII Международные Рождественские образовательные чтения, прошедшие 27-29 января в Москве под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла, не обошли вниманием положение кряшен - православного тюркоязычного народа в Татарстане, передает корреспондент ИА REGNUM.

С докладом "Православие среди кряшен: исторический опыт и современная ситуация" на направлении "Миссионерское служение Русской Православной Церкви" выступил председатель Совета ветеранов кряшенского движения Казани Аркадий Фокин.

"Кряшены просят о возвращении этнонима и наделении их статусом народа более 20 лет. Обращались во все инстанции, в том числе к Борису Ельцину, не говоря уже о памятной кампании накануне и в период переписей населения 2002 и 2010 годов, когда их петиция дошла до патриарха Алексия II, и он поддержал кряшен. Но и это не возымело действия в Татарстане", - отметил в своем выступлении кряшенский общественный деятель.

По словам Фокина, на всю страну нет и десяти приходов, где бы служба отправлялась на церковно-кряшенском языке. В Татарстане их всего шесть. "Но и это полбеды. Для сравнения - до революции кряшен окормляли 100 приходов и два монастыря. Однако значительная часть их была разрушена, но хотя бы половину можно восстановить. Ведь буквально за 20 лет в республике появились1524 мечети", - напомнил он.

"Стоит ли после этого удивляться, что кряшены являются самым, пожалуй, невоцерковлённым православным народом России", - делает печальный вывод кряшенский общественник, предлагая и федеральному центру, и Патриархии обратить внимание на ситуацию с православной миссией среди кряшен в современном Татарстане.

"Могут возникнуть кривотолки по поводу отделённости Церкви от государства. Однако само государство заинтересовано в том, чтобы меньше было конфликтов на религиозной почве, а значит в том, чтобы повысить роль Церкви и православия в духовно-нравственном воспитании населения", - уверен Фокин.

Научный сотрудник Сектора исследований межнациональных и религиозных проблем РИСИ Раис Сулейманов выступил с докладом "Православная миссия среди кряшен в Татарстане на современном этапе: достижения, проблемы, пути их преодоления".

"Массовые поджоги церквей ваххабитами в Татарстане, признанные региональной прокуратурой терактом, болезненно ударили особенно по кряшенам: из 7 поджогов церквей и часовен, прошедших осенью 2013 года, три привели к сожжению храмов в кряшенских сельских населенных пунктах. В некоторых кряшенских деревнях были попытки построить мечети. После отчаянного обращения к Патриарху со стороны независимого кряшенского движения начались какие-то подвижки: планы по строительству мечети были приостановлены, а на месте сожженных церквей началось возведение новых", - отметил эксперт.

Сулейманов сообщил, что он совместно с активистами независимого кряшенского национального движения провел перепись кряшенских приходов в Татарстанской митрополии РПЦ, статистику которой он и озвучил. Согласно ей, в Татарстане 192 кряшенских сельских населенных пункта, в митрополии служат 19 кряшенских (по национальности) священников, из которых только 7 несут службу в кряшенских приходах (остальные 12 несут службу в русских деревнях и городах Татарстана, богослужения ведут на церковно-славянском языке).

Богослужение на церковно-кряшенском языке в кряшенских приходах ведут всего 6 священников из кряшен, 1 священник из кряшен ведет богослужение на церковно-славянском языке в кряшенском селе, 2 этнически русских священника ведут службу на постоянной основе в кряшенских деревнях на церковно-славянском языке (в 3-х кряшенских деревнях священники приписаны из соседних сел 2 русских и 1 этнически мордвин, богослужение на церковно-славянском языке ведется нерегулярно).

Все кряшенские священники женаты, только 1 является целибатным священником (о. Димитрий Сизов). В настоящий момент в Казанской духовной семинарии на 1 курсе заочного отделения учится всего один кряшен (Михаил Миронов, 37 лет). В 11 кряшенских деревнях есть храмы дореволюционной постройки, однако они до сих пор в запустении и не восстановлены. В 4 кряшенских деревнях сейчас ведется строительство церквей. Имеется 14 кряшенских вакантных приходов, где есть храмы, но нет постоянного священника (богослужение проводится не постоянно, духовно их окормляют по своей инициативе два кряшенских священника о. Павел Павлов и о. Димитрий Сизов). Сгорели 3 кряшенских церкви и 1 часовня. В 6 кряшенских деревнях, 1 райцентре и 2 городах есть острая необходимость церкви с богослужением на церковно-кряшенском языке.

Чтобы расширить миссионерскую работу среди кряшен в Татарстане, эксперт рекомендовал принять несколько важных мер: "Во-первых, начать основательную и целенаправленную подготовку кряшенского духовенства, в том числе в православных учебных заведениях за пределами Татарстана. Сами кряшены не могут понять, почему до сих пор не налажена эта работа в Казанской духовной семинарии (действует с 1997 года. - прим. ИА REGNUM), и если так и не сумели организовать это в Татарстане, то может быть, считают кряшены, попробовать это за пределами республики.

Во-вторых, усилить работу по изданию православной религиозной литературы на церковно-кряшенском языке. Ее хронический дефицит и печатание на скромные возможности Тихвинской церкви в Казани (единственный в Казани православный храм, ведущий богослужения на церковно-кряшенском языке) не позволяет решить эту проблему.

В-третьих, начать строительство храмов в кряшенских деревнях и городах Татарстана: требуется всего для начала 35-40 приходов с постоянным штатом священников, ведущих богослужение на церковно-кряшенском языке. Кряшенская духовная миссия не должна находиться в таком состоянии, когда несколько священников за свои деньги разъезжают по деревням и где-то в сельских клубах или в частном доме проводят службы. Это ненормально".

Организаторы конференции (модератором был заместитель председателя Синодального миссионерского отдела Московской Патриархии о. Александр Короткий) готовы были конкретно поддержать православную миссию среди кряшен. Так, было озвучена готовность принять кряшен в Белгородскую духовную семинарию, где осуществляется подготовка священников для нерусских народов России.

Президиуму конференции было устно сообщено об инициативе настоятеля храма святителя Николая в селе Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана, редактора сайта "Кряшенская духовная миссия" о. Димитрия Сизова, которого многие называют "одним из духовных лидеров кряшенского народа", о переводе на язык кряшен популярной книги о. Тихона (Шевкунова) "Несвятые святые". Сизов готов сам перевести книгу на кряшенский язык, но просит получить разрешение на ее перевод. О. Александр Короткий заявил, что готов содействовать такому просветительскому делу, обратиться за разрешением к о. Тихону Шевкунову и помочь издать книгу, распространить ее среди широких слоев кряшенского населения.

Как выяснилось, на Рождественские чтения был приглашен и сам о. Димитрий Сизов, однако в Татарстанской митрополии РПЦ его почему-то не благословили на доклад о новейшей практике перевода Священного Писания на язык кряшен. Стоит отметить, что Международные Рождественские образовательные чтения считаются самым крупным церковно-общественным форумом в России. В этом году они проводятся в 22 раз, в чтениях приняло участие 12 тысяч человек.