Комитет госбезопасности Приднестровья выступил с разъяснениями в связи с неоднозначной интерпретацией рядом СМИ и международными партнёрами заявления КГБ ПМР от 22 января о необходимости вывода с территории Бендер сотрудников силовых структур и других государственных структур Молдавии. Как отмечается в заявлении приднестровской спецслужбы, текст которого поступил 29 января в редакцию ИА REGNUM, данные требования касаются исключительно молдавских силовых структур, дислоцированных в Приднестровье в нарушение договорённостей, регламентирующих взаимодействие сторон в Зоне безопасности.

В ведомстве напомнили, что в соответствии с пунктом 3 решения ОКК №5 от 31 июля 1992 года во исполнение статьи 3 соглашения "О принципах мирного урегулирования..." от 21 июля 1992 года для обеспечения борьбы с преступностью и правонарушениями в городе Бендеры была создана Объединённая оперативно-следственная группа (ООСГ) из числа вновь подобранного состава органов полиции Молдавии и органов милиции Приднестровья в количестве до 50 человек с каждой стороны. Впоследствии решением ОКК численность ООСГ была увеличена до 100 человек с каждой стороны. Созданная структура должна была организовывать свою работу на базе городских отделов полиции и милиции во взаимодействии с Объединённой контрольной комиссией. При этом ООСГ могла осуществлять только совместные операции по взаимной договорённости с безусловным соблюдением принципа территориальности.

При этом, по информации, имеющейся в распоряжении КГБ ПМР, на текущий момент в приднестровском городе Бендеры действуют "инспекторат полиции муниципия Бендеры", Управление транспортной полиции Молдавии, два молдавских пенитенциарных учреждения, отдел документирования граждан, батальон патрульно-постовой службы, суд, а также судебные приставы и прокурорские работники, формируются и иные силовые подразделения с неясными задачами вне рамок достигнутых соглашений. Общая численность сотрудников силовых ведомств Молдавии в Бендерах с учетом текучести кадров, по данным КГБ, может достигать 500-600 человек, из которых лишь нахождение 100 сотрудников базируется на взаимном соглашении.

В спецслужбе также обратили внимание, что "большинство рассматриваемых ОКК инцидентов в районе с повышенным режимом безопасности - городе Бендеры - обусловлено именно провокациями со стороны представителей военизированных структур Молдавии, не входящих в ООСГ, пытающихся в нарушение документов ОКК распространять и осуществлять молдавскую юрисдикцию в приднестровском городе вне обязательного взаимодействия с приднестровской стороной в рамках имеющихся договорённостей".

В данном контексте Комитет государственной безопасности ПМР обращает внимание на тот факт, что позиция Приднестровской Молдавской Республики по проблеме присутствия в Бендерах молдавских вооружённых подразделений неоднократно доводилась до Кишинева в различных форматах. КГБ ПМР исходит из необходимости обсуждения всех спорных вопросов взаимодействия Приднестровья и Молдавии в Зоне безопасности в рамках Объединённой контрольной комиссии. "Наряду с этим обращаем внимание на то, что поддержание должного уровня правопорядка в Бендерах осуществляется силами милиции Приднестровья, и несмотря на регулярные провокации представителей силовых структур РМ, направленные на создание неконтролируемой обстановки угрозы жизни, здоровью и свободам граждан, приднестровская сторона предпримет максимальные усилия по недопущению эскалации ситуации", - отмечается в заявлении Комитета госбезопасности.

"КГБ ПМР придерживается позиции о том, что согласованный в рамках ОКК вывод нелегитимно дислоцированных в Бендерах силовых структур РМ позволит стабилизировать обстановку на южном участке Зоны безопасности конфликта, создать условия для нормального взаимодействия органов обеспечения правопорядка Приднестровья и Республики Молдова в полном соответствии с решениями Объединённой контрольной комиссии", - подводят итог авторы документа.

Напомним, Кишинев, регулярно провоцируя инциденты в Зоне безопасности и в частности в Бендерах, использует их как для дискредитации действующего миротворческого механизма, так и в качестве аргументации своей инициативы о необходимости ввода в Зону безопасности некой новой "международной миссии для мониторинга и инспекций", игнорируя тот факт, что таким мониторингом и контролем, согласно Соглашению о прекращении огня от 1992 года, занимается ОКК (в нее входят представители Молдавии, Приднестровья и России), а также наблюдатели от Украины и ОБСЕ.